Аббатство святого Антима - один из важнейших памятников романской архитектуры тосканского региона - находится на обширной территории коммуны Монтальчино (именно здесь производят знаменитое вино «Брунелло»), примерно в 10 км к югу от исторического центра Монтальчино (от Сиены - около 50 км на юг).
Аббатство развилось из небольшой капеллы, построенной здесь в 4 веке. Во времена Каролингов здесь был важный перевалочный пункт на пути в Рим, в котором останавливались паломники, торговцы и войска империи. В 781 году сам Карл Великий распорядился построить здесь аббатство, которое вскоре получило статус имперского и поддерживалось серьезными финансовыми дотациями. К середине 11 века аббатство превратилось в мощный религиозный центр, под контролем которого находилось множество территорий с церквями, замками и монастырями во многих районах Италии.
В 15 веке папа римский Пий II включил аббатство в новую епархию, созданную в родном городе папы Пиенце, поставив здесь епископом своего племянника. В результате этого преобразования начался постепенный закат аббатства, которое к 19 веку пришло в упадок: дошло даже до того, что его помещения, включая церковь, использовались под склады и стойла. Только в конце 19 века аббатство получило защиту правительства как памятник архитектуры, и его постепенно восстановили. Во второй половине 20 века в аббатстве были проведены реставрационные работы, а в девяностых годах здесь снова был открыт монастырь. Сейчас в монастыре живет восемь монахов, которые каждый день собираются в церкви, служат мессу и поют григорианские гимны.
Архитектура аббатства хранит свидетельства его долгой и насыщенной событиями истории. Из построек каролингского периода остались капелла, которая в данный момент служит ризницей церкви аббатства, руины зала капитула и монастырский дворик.
Апсида и фасад каролингской капеллы видны в экстерьере церкви. От ее древнего портала, который сейчас замурован, осталось только окно в форме люнета. На фасаде капеллы открывается дверь, ведущая в подземную крипту. Внутри капелла представляет собой однонефное прямоугольное в плане помещение, крытое крестовыми сводами. Стены его хранят фрески 14 века с изображением сцен из жизни святого Бенедикта Нурского.
Крипта, расположенная под капеллой, состоит из двух апсид – восточной, расположение которой соответствует апсиде церкви, и западной, которая представляет собой полукруглую нишу. Шесть колонн поддерживают свод крипты и делят ее пространство на три нефа.
Сама церковь аббатства хорошо сохранилась, она целиком выстроена в романском стиле. Уже издали хорошо видна высокая башня колокольни, достигающая более 27 метров в высоту. Она была построена раньше церкви – в 11 веке, но была гармонично включена в общий архитектурный ансамбль более поздних построек. Очень выразительны формы апсиды с ее двойными и одинарными окнами и тремя радиальными капеллами, украшенными скульптурными кронштейнами.
Фасад церкви выходит к западу и содержит большой, несколько углубленный портал, откосы которого украшены резными капителями; на дверной балке расположен рельеф с изображением виноградной лозы. По бокам от портала стоят каменные львы, которые должны были поддерживать колонны портика.
Интерьер церкви представляет собой настоящий шедевр романской архитектуры. Помещение разделено на три нефа с десятью пролетами и завершено полукруглой апсидой с деамбулаторием – элементом, почти не встречающимся в итальянской архитектуре этого периода.
Центральный неф отделен от боковых двумя сериями арок, установленных на колонны и пилястры. В первом пролете слева находится каменная купель, а на стене правого нефа – фреска «Иисус с мучениками». Здесь же можно видеть жемчужину романской скульптуры – капитель с изображением ветхозаветного сюжета «Святой Даниил в яме со львами», созданную мастером из Кабестани. Этим же мастером выполнен барельеф «Мадонна с Младенцем и Евангелистами», который можно видеть на внешней стене колокольни.
За алтарем расположено большое деревянное распятие 12 века, которое чудом сохранилось до нашего времени и установлено на свое первоначальное место только в семидесятые годы 20 века. Это одно из первых распятий, где Христос изображен на кресте мертвым; глаза его закрыты, а тело передано с высокой степенью натурализма; его набедренная повязка украшена живописью и позолотой.
Между центральной и левой радиальными капеллами расположена фреска работы Спинелло Аретино (15 век), на которой можно различить изображения папы Григория Великого и святого Себастьяна.