В 35 километрах к северо-западу от Асти, на территории коммуны Альбуньяно, расположено аббатство Веццолано – один из наиболее значимых архитектурных комплексов средневекового Пьемонта.
Согласно легенде, когда Карл Великий охотился в близлежащем лесу, ему явилось видение пляски смерти с тремя скелетами, вышедшими из могил, после чего Карл повелел заложить на этом месте монастырь, посвященный Богоматери (конец 8 века). Впрочем, исторические документы не подтверждают этой версии и свидетельствуют о том, что аббатство было основано в 1095 году. Расцвет монастыря пришелся на 12 и 13 века, в частности, в то время ему лично благоволил папа Евгений III. В 19 веке, когда аббатство пришло в упадок, его церковь отдали приходу, а монастырский дворик отошел в частные руки. В 1937 году комплекс стал собственностью государства.
Апсида церкви в наибольшей степени из всего здания сохраняет средневековый облик. Она разделена на три зоны пилонами, в каждой из которых проделано полукруглое окошко, и украшена зубчатым кирпичным карнизом. Рядом с апсидой расположена романская колокольня.
В настоящее время внутреннее пространство церкви разделено на два нефа. Большой неф в свою очередь делится на три пролета, покрытых крестовым сводом. В первом пролете можно видеть редкий для итальянских церквей амвон, на котором сохранилось два великолепных романских рельефа, выполненных в 12 веке. Нижний рельеф содержит изображения патриархов со свитками, на которых обозначены их имена. На верхнем рельефе помещены символы евангелистов, и три сцены из жизни Богоматери. Амвон поддерживают колонны с резными капителями, между которыми расположен вход вглубь церкви. Над ним – архитрав с изображением змия, кусающего свой хвост, который олицетворяет вечность. Большой алтарь церкви содержит дарохранительницу с ценным терракотовым триптихом середины 15 века, а по бокам от центрального окна можно увидеть прекрасно выполненные барельефы романской эпохи.
В глубине нефа, справа, расположена дверь, ведущая в небольшой изящный клуатр, северное крыло которого украшено фресками 12 - 14 веков. Во втором пролете, где росписи сохранились лучше всего, изображены Христос с символами Евангелистов, библейский эпизод «Поклонение волхвов» и средневековую аллегорическую сцену «Встреча трех живых с тремя мертвыми», которая напоминает о легендарном видении Карла Великого. Среди резных капителей, украшающих колонны клуатра и демонстрирующих французское влияние, вызывает особый интерес капитель со сценами Рождества и Встречи Марии и Елизаветы, расположенная на пересечении между северным и восточным крыльями клуатра.