Сохранился и комплекс текие (монастырь) дервишей-монастырь странствующих мусульманских монахов, который состоит из мечети с минаретом ХVI-ХVII ст. и здания постоялого двора ХVIII-ХIХ ст. Это единственный в Крыму памятник, представляющий суффийское течение в исламской религии. Монастырь не действующий. Время его возведения и кто его построил неизвестно.
Это одно из первых культовых сооружений османов-турок на Крымском полуострове и одна из старейших построек средневековья в Евпатории. Комплекс построек XVI-XVIII вв. является уникальным памятником крымско-татарской архитектуры.
Дервиши бывают странствующие и живущие в обителях («текие») под началом шейха — блюстителя порядка и устава общины. Живущие в обителях дервиши часто бродяжничали, питаясь мирским подаянием, но периодически возвращаясь для совместных постов и молитв.
Отличительной особенностью дервиша было отсутствие собственности. Дервишу не подобало говорить, например, «моя обувь» или «мое то-то и то-то» — у него не должно было быть собственности, поскольку все принадлежит Богу. Если же дервиш чем-то и владел, то он этим был обязан делиться. Если дервиш был лишен нищеты, то он компенсировал это щедростью и гостеприимством, когда он готов был все отдать своему гостю, не оставляя ничего ни для себя, ни даже для своей семьи.
Иногда дервишей причисляют к монахам — но это спорно, так как сходство чисто внешнее, поскольку дервиши могли жениться, имели собственные дома и жили своей собственной жизнью.
Братства дервишей, по преданиям, были основаны уже в I веке Хиджры (начало мусульманского летоисчисления). Дервишество ведет свое начало из Индии. В этом течении насчитывается около 70 орденов, одежда монахов отличается цветом и покроем.