До 19 в., когда в промежутках между колоннами Летней беседки появились дощатые стенки и витражи, беседка составляла одно целое с Бассейным двориком, который виден за ее окнами. Беседка и дворик вместе являлись одним из рекреационных комплексов, весьма характерных для Ханского Дворца. Подобные места для отдыха имели вид тенистых закрытых двориков, окруженных стенами, наполненных богатой растительностью и цветниками. В них сооружались беседки, павильоны, фонтаны и бассейны. Декоративные сады являлись важным компонентом архитектурного ансамбля Ханского Дворца, занимая значительную часть его площади.
В Летней беседке и Бассейном дворике сохранились два фонтана, искусно вырезанных из белого мрамора. Один из них, стоящий в Летней беседке, помещен в центре небольшого квадратного бассейна. Второй, расположенный в Бассейном дворике, по своей форме очень схож со знаменитым "Фонтаном слёз", однако, в отличие от него, дополнен своеобразным каскадом — мраморным резным желобом. По каскаду чистая вода из фонтана струится в бассейн, над которым прежде стояла легкая деревянная беседка.
Комплекс Летней беседки и Бассейного дворика, где царила прохлада и журчала вода, был прекрасным местом для отдыха, где ханы со своими приближенными могли вести беседы, устраивать легкие трапезы, слушать музыку.
Придворную жизнь в Ханском Дворце отличал интеллектуализм в стиле своей эпохи. Весьма популярными темами для бесед на досуге были мистика, астрология, философия, а также поэзия — в последнем случае имели место и своеобразные поэтические состязания между стихотворцами.
При ханском дворе жило немало поэтов. Имена некоторых из них известны из авторских подписей под эпитафиями Ханского кладбища, росписей Большой Ханской мечети. В целом, литература (и в особенности изящная словесность) была весьма развитой областью крымскотатарской культуры. В стране создавались исторические труды (как жизнеописания ханов, составленные Раммал-Ходжой и Мухаммедом Ризой, описания отдельных эпизодов истории наподобие труда Мехмеда Сенайи), научные изыскания о богословии, юриспруденции, языкознании и т.д.
В качестве поэтов нередко выступали и сами ханы. Некоторые из членов рода Гераев отличались незаурядным литературным дарованием. Как правило, они скрывали свои царственные имена под псевдонимами — например, Газы II Герай был известен почитателям поэзии (а также музыки) как Газайи, Мехмед IV Герай — как Кямиль (имел он и другой псевдоним — Софу), в имени Резми слушатели узнавали Бахадыра I Герая, а в Ремзи — Хаджи Селима I Герая. Стихотворные произведения создавали и принцессы из рода Гераев — как, например, Хан-Заде-ханым, сестра Газайи, супруга Резми и мать Ремзи.
Исторические хроники, составленные в Крымском ханстве, являются бесценными источниками сведений для современных историков, а поэтические произведения крымских авторов ханской эпохи (весьма малоизвестная часть культурного наследия крымских татар) ныне начинают публиковаться в Крыму в стихотворных переводах.