Перед тем, как совершить молитву, мусульмане совершают абдез — обряд омовения. Для проведения этого ритуала предназначен Золотой фонтан, стоящий во внутреннем дворике неподалеку от входа в Малую Ханскую мечеть. Намереваясь приступить к молитве, крымские ханы и их приближенные вначале подходили к фонтану, совершали омовение и лишь после этого направлялись в Малую мечеть. Фонтан высечен из белого мрамора и украшен позолоченным резным орнаментом из цветов, листьев, фруктов, виноградных лоз. Эта пышная орнаментальная растительность призвана символизировать вечные сады рая, а крупная розетка в центре сооружения — идею вечной жизни. Фонтан несет две арабские надписи. Верхняя сообщает, что сооружение выстроено в 1733 г. при хане Каплане I Герае. Нижняя — цитата из Корана: "И напоил их Господь напитком чистым" (76:21). Источники воды имели немалую значимость для культурных традиций крымских татар. Это объяснялось не только практическими соображениями и сухим климатом Крыма, но и тем особым сакральным смыслом, который несло в себе понятие Воды и Источника. Вода — это прообраз рек, протекающих через рай, это олицетворение жизни. Родник — это глаз земли (крымскотатарское слово чешме (родник) восходит к персидскому слову со значением глаз). Благоустройство природного источника и сооружение на нем фонтана для сограждан считалось богоугодным делом — и поэтому многие из знатных и зажиточных крымцев не жалели средств, чтобы подарить городу или селу фонтан. Этому доброму обычаю следовали и сами ханы, тоже сооружавшие фонтаны для жителей столицы и других крымских городов. Фонтаны назывались по имени устроителя и именовались, например, "Фонтан Мехмеда Герая хана", "Фонтан Исляма Герая хана", "Фонтан Сефер Газы-аги", "Фонтан Абу-Ахмед-аги" и т.д. Имя построившего фонтан высекалось на каменной плите (иногда вместе с коротким стихотворением), чтобы люди, пришедшие за водой, могли помолиться за устроителя этого сооружения. Долина реки Чурук-Су, в которой лежит Бахчисарай, была богата родниками, сбегающими по крутым склонам Бахчисарайского ущелья. Строители Ханского Дворца заключали воды этих родников в подземные керамические трубы, создав со временем густую и сложную водопроводную сеть, которая исключительно за счет местных водных ресурсов могла обеспечить водой семитысячную столицу с ее 120 уличными источниками, а также многочисленные фонтаны ханского жилища.
Другой фонтан, когда-то стоявший в тихом саду на горном склоне, сегодня является самым известным памятником во Дворце. Миллионы людей посетили дом крымских ханов чтобы взглянуть на сооружение, создатели которого едва ли предвидели ту славу, которая с годами будет окружать их творение. Фонтан выстроен в 1764 г. На свое нынешнее место во внутреннем дворике Хансарая фонтан был перенесен уже при Потёмкине, а изначально он находился на садовых террасах Дворца близ мавзолея Диляры-бикеч — женщины, жившей в Ханском Дворце в эпоху Крыма Герая (1758-64; 1768-69). С именем Диляры-бикеч было связано несколько замечательных построек в городе — и при этом ее личность, о которой в исторических документах не сохранилось никаких следов, оставалась и до сих пор остается совершенно загадочной. Тайна, окружающая имя Диляры-бикеч и историю создания фонтана на ее могиле, вызвала к жизни романтические легенды, рисующие Диляру как возлюбленную хана Крыма Герая. Одна из этих легенд гласит, что хан Крым Герай — выдающийся правитель и бесстрашный воин — на склоне лет полюбил прекрасную княжну по имени Диляра. Эта поздняя любовь стала для хана самым дорогим, что он когда-либо имел в жизни. Однако его счастье было недолгим: прекрасная княжна безвременно умерла, отравленная ревнивой соперницей из гарема. Глубоко скорбя, Крым Герай похоронил возлюбленную с наивысшей почестью, возведя над ее прахом мавзолей и пристроив к мавзолею фонтан. Этот фонтан, согласно легенде, был призван выразить те горестные чувства, в которые погрузила Крыма Герая гибель Диляры. Легенда поэтически интерпретирует символику фонтана: мраморный цветок подобен глазу, роняющему слезы. Слезы наполняют горем Чашу сердца (верхняя большая чаша). Время лечит скорбь и она утихает (пара меньших чаш). Однако память воскрешает боль снова (средняя большая чаша). Так продолжается всю жизнь — страдания сменяются просветлениями и наоборот — пока человек не закончит земной путь и не приблизится к порогу вечности (символом вечности считается спираль у подножия фонтана). Это лишь легендарная трактовка. Мастер Умер, создававший этот фонтан, вкладывал в свое творение иной смысл. Это можно утверждать уже потому, что фонтан подобного типа – не единственный в мире: очень похожее сооружение находится неподалеку во Дворце (в Бассейном дворике), подобный фонтан имеется в султанском дворце Топ-Капы в Стамбуле и т.д. "Фонтан слёз" относится к классу фонтанов, именуемых по названию райского источника Сельсебиль. Фонтаны типа сельсебиль — это сооружения, имеющие культовое значение: они ставились на святых местах или на кладбищах (именно на кладбище и стоял поначалу "Фонтан Слёз"). Впрочем, хотя похожих фонтанов существует несколько, на весь свет прославился именно этот. Фонтан украшен двумя надписями. Верхняя — это стихотворение поэта Шейхия, прославляющее хана Крыма Герая, а нижняя надпись цитирует 18-й стих из 76-й суры Корана:
В 1820 г. во время своего краткого посещения Ханского Дворца этот фонтан видел Александр Пушкин. Примечательно, что из писем поэта следует: фонтан не произвел на него сразу же особого впечатления. Однако впоследствии, творчески переработав свои крымские впечатления и сплетя их с мотивом легенды о скорбящем хане, Пушкин создал свою поэму "Бахчисарайский Фонтан", которая вышла в свет в 1824 г. и обеспечила Бахчисараю широчайшую известность. Фонтан и связанные с ним легенды служили источником вдохновения также для Адама Мицкевича и многих других деятелей искусства, прославивших город и Дворец.