В центре долины находились остатки греческого монастыря св. Саввы, давшего название долине. Это дочерняя долина, вливается в Судакскую с северо-запада, в среднем течении реки Карагач. По ней, огибая гору Перчем, проходит дорога к сёлам Весёлое, Морское, Приветное и далее в сторону Алушты. В центре долины находились остатки греческого монастыря, выше упомянутого св. Саввы. Здесь было обнаружено средневековое поселение, которое по многочисленным фрагментам керамики можно датировать XIV - XVI вв.; частично сохранились межевые стены. Уцелел и древний колодец, доныне используемый местными жителями. Часть средне-векового поселения была уничтожена немцами при строительстве линий обороны в 1941-44. Далина частично застроена, с полянами, рощами, лавандовыми и розовыми плантациями, встречается стелющаяся опунция - одичалый кактус. Возделывались эфиромасленичные культуры, отсюда современное название Долина Роз: техническая роза, лаванда, был построен завод для их переработки. В восточной части - виноградники савхоза-завода "Судак". Через Ай-Савскую долину, мимо карьера на гору Харт проложен пешеходный туристический маршрут.
Монастырь святого Саввы остатки греческого монастыря до начала XX века находились в центре Ай-Савской долины. Монастырь располагался здесь в средние века. В конце XIX века были обнаруженя остатки стены, найдены тесаные камни больших размеров, захоронения, а также крестик и большое скопление разнообразных бус. Остатков монастыря не сохранилось, в в советский период они попали в зону распашки, но существуют о нем упоминания в различных рукописях да старая легенда, записанная в начале XX века Н. Марксом и изданная в третьем выпуске "Легенды Крыма"
Их было три старых, почти слепых монаха. Таких старых, что забыли бы, как их зовут, если бы не поминали каждый день за молитвой: Павло, Спиридо, Василеве. Пришли татары, взяли крепость, сожгли Сугдею. Кто уцелел, бежал в горы. Разбежались и монахи. Только Павло, Спиридо и Василеве остались у святого Саввы, потому что куда бежать, если не видишь, что на шаг впереди. И еще потому, что когда долго живешь на месте, трудно с ним расстаться. В тот год раньше времени настала студеная зима и покрылись крылья Куш-Кая, Сокол-горы, снежным пухом. Сильнее прежнего гудел Сугдейский залив прибоем волн. Плакал, взвивался острый ветер ущелья. По ночам выл зверь у самой церковной ограды. А перед днем Рождества налетела снежная буря, и не могли старцы выйти из келий, чтобы помолиться в церкви. Уже несколько дней не встречались они и не знали, живы ли, нет. Но в праздник Василеве, менее старый, чем другие, ударил в церковное било, и когда на зов его никто не отозвался, понял, что Павло и Спиридо покинули его навсегда. Взгрустнулось Василевсу. Видно, близок и его час... Распахнулась тяжелая дверь. У входа сверкнули мечи.
- Вот монах, - крикнул передовой и рванул Василевса за руку, чтобы показал, где скрыты богатства. Потянулся Василеве к алтарю. Он последний, кто служил перед ним, кто благодарил Творца за радость жизни. Убьют его, запустеет храм, рухнут стены. И воззвал к Савве, чтобы спас обитель. Точно спапрестольного камня поднялся в свете высокий старик. И когда напавший ударил Василевса мечом и брызнула на пол его кровь, светлый старик коснулся рукой престольного камня. И из него истек источник живой воды.
- Велик ты, Господь, и чудны дела твои.
Прошли тысячи зим, мягких и суровых, забыли в Ай-Савах о святом Савве, а источник бежит по-прежнему из-под престольного камня, и там, где пробегает светлый ключ -растут цветы и плоды, и радуется человек.
(Н. Маркс, "Легенды Крыма"; Выпуск третий, Одесса, 1917)