Самый известный театр Древней Греции - Эпидавр на Пелопоннесе. Сюда лучше приехать не на экскурсию, а на настоящее представление, например, на «Орестею» Эсхила в постановке национального драматического театра. Билетов хватит на всех, ведь в Эпидавре помещаются 14 тысяч зрителей ... Итак, садимся на свое место. Скамьи широкие, сиденье одновременно служит подставкой для сандалий соседа сверху.
Собственно, «театром» древние греки называли не сооружение целиком, а скамьи для зрителей. Круговая площадка в центре - орхестра, здесь действует хор. В самом центре орхестры обозначено место для алтаря, это отголосок Золотого века, совсем уже древних времен, когда устраивались празднества в честь Диониса. Именно богу виноделия мы обязаны возникновением театра. Что древние греки брали с собой в театр? Еду и вино (представление длилось целый день), подстилку (сидеть на каменной скамье холодно) и пригоршню-другую каменьев. Если представление не нравилось, актеров закидывали камнями и гнали прочь. Но иногда вмешивались и представители власти. Так некий поэт поставил пьесу «Взятие Милета» о разрушении персами греческого города. В середине действия зрители дружно зарыдали, власти прервали представление и оштрафовали автора за «напоминание о несчастье греков».
Дело в том, что античные театры имели особый недостаток. Действительно, зрителям в любом месте был слышен голос актера. Но вот к самому актеру звук возвращался многократно усиленный отражениями. Чтобы понять ощущения актера, достаточно встать в центр орхестры и что-нибудь спеть или хлопнуть в ладоши. Звук - как из бочки, невозможно работать! Когда все места заняты, монотонное эхо ослабевает, но все равно артисту приходится туго. Провести на сцене целый день могли только физически крепкие мужчины. И сегодня выступить в Эпидавре - большая честь для артиста, а ради славы можно помучиться несколько вечеров на знаменитой сцене
Эпидавр еще и святилище Асклепия - бога врачевания, сына Аполлона, отданного на обучение мудрому кентавру Хирону и вернувшегося на родину, где его когда-то бросила мать, смертная фессалийка Коронида, дабы избавиться от позора внебрачной связи со сребролуким. Асклепий превзошел учителя, и не только исцелял людей, кои толпами стремились в санаторно-курортный Эпидавр, но и славился умением воскрешать мертвых. За вмешательство в божественные функции Зевс убил Асклепия обычным образом - поразив молнией. Однако, поскольку врачевание в основном состояло из лечебного сна на свежем хвойном воздухе Эпидавра, жрецы продолжили дело покровителя нынешних оториноларингологов и хирургов - Асклепий отныне являлся больным во сне. Сейчас от святилища, в подвале которого кишели змеи - спутники статного Асклепия, - практически ничего не осталось, но воздух по-прежнему напоминает ялтинский ботанический сад.