Строительством музея руководил Людвиг Мис ван дер Рое, и само здание служит иконой классического модерна. Новая национальная галерея вместе с Картинной галереей и Музеем прикладного искусства является одним из главнейших музеев берлинского Культурного Форума.
Новая национальная галерея — единое сооружение, которое Людвиг Мис ван дер Рое должен был построить после Второй Мировой войны в Германии. В 1962 в возрасте 76 лет он получил высокое поручение — возвести музей. Строительство было закончено в 1968 году (за год до смерти архитектора). Новая национальная галерея — первый музей, которые открыл свои двери в заново возведённом Культурном Форуме Берлин-Тиргартен недалеко от Потсдамской площади. В непосредственной близости находятся Государственная библиотека Ганса Шароуна и филармония.
В подвальном этаже находятся собственно выставочные залы, к которым примыкает с западной стороны здания сад со скульптурами, огороженный стеной. Использовать здание для проведения выставок очень удобно из-за необычного деления пространства в подвальном помещении и монументальности главного зала.
В Новой Национальной галерее собран фонд Государственного музея Берлина в области живописи и пластики 20-ого столетия: от классического модерна до искусства 1960-х годов. Галерея определённо связана с традициями нового отдела во дворце кронпринца, который был построен под руководством Людвига Юсти в 1919—1937 годы и разрушен во время акции «Дегенеративное искусство». В 1945 году магистрат Берлина решил основать собрание XX века. Основные идеи принадлежали Адольфу Янашу и Людвигу Юсти. Подготовка длилась до 1947 года, когда собралась комиссия по закупке. Комиссия состояла из 3-х уполномоченных от партий ХДС, СДПГ и СЕПГ, 3-х искусствоведов и 3-х деятелей искусства. Юсти, которому в то время было 69 лет, был назначен генеральным директором Государственного музея. Юсти хотел в первую очередь восполнить пробелы в области экспрессионизма при помощи покупки нескольких шедевров. Однако он столкнулся с представителями течений, которые хотели задокументировать современное послевоенное время. Выставки тогда проходили в зале Государственного Совета в городском замке.
Все последующие попытки потерпели фиаско в связи с разделением магистрата в ноябре 1948 года и основанием обоих немецких государств в 1949 году. Поэтому галерея 20-ого века была образована в 1949 году в Западном Берлине во второй раз как городская галерея, и вынуждена была снова пополнять свой фонд. Как и прежде она развивалась в духе традиций дворца кронпринца и пыталась получить назад потерянные произведения, что удавалось лишь в единичных случаях. Потери, связанные с утратой произведений художественного объединения «Голубой всадник», в полной мере восполнить не удалось. Выставочным залом галереи служило в то время ландверказино, где так же находилась библиотека книг, посвящённых искусству. Сейчас там расположен музей фотографии. В 1953 году в Западный Берлин возвратились некоторые вывезенные собрания. Они были выставлены в замке Шарлоттенбург. Обе галереи старались параллельно восполнить пробелы в области классического модерна. После основания в 1957 году Фонда прусского культурного наследия Национальной Галерее и городской галерее 20-го века стало легче координировать политику закупки произведений искусства. И когда в 1961 году с возведением Берлинской стены стало ясно, что совместное ведение фонда с Востока и с Запада в долгосрочной перспективе невозможно, было решено объединить оба собрания в новом здании в Культурном Форуме под руководством Миса ван дер Рое.
Первым директором галереи был Вернер Хафтман. В новое здание была перевезена сначала галерея 20-го века и все произведения Национальной галереи. В 1986 году коллекция работ эпохи романтизма вернулась в замок Шарлоттенбург из-за недостатка места. Сейчас постоянная экспозиция полностью посвящена 20-ому веку. Денег на покупку новых произведений выделялось с самого начала недостаточно. Например, в конце 1960-х годов поступило около 200 000 немецких марок по сравнению с 10-ю миллионами, которыми располагало собрание произведений искусства Северной Рейн-Вестафалии. Концепция музея и политика закупки новых картин характеризовалась сильным общественным участием. Однако после 1968 года случались тяжёлые столкновения Хафтмана с общественным движением, когда он выступал против «хэппенингов» и инсталляций. В знак протеста были выбиты частично стёкла в здании галереи. В 1982 году бульварная пресса встретила известие о покупке картины Барнета Ньюмана «Who’s Afraid of Red, Yellow and Blue IV» ярым непониманием и неодобрением. В результате дело дошло до угроз убийства директора Дитера Хониша, и один студент, в конце концов, уничтожил картину. Хониш открыл двери галереи для американской живописи и особенно «перерисованной абстракции» как контраст к поп-арту, которые собирал музей Людвига в Кёльне. С объединением Германии изменилось и лицо Новой Национальной галереи. Она снова стала частью Национальной галереи на Музейном острове. В 1993 году была произведена перепись фонда. В то время как переезд в галерею произведений эпохи романтизма из замка Шарлоттенбург прошёл без проблем, интеграция послевоенного искусства из ГДР с послевоенным искусством Запада проходила намного сложнее. После возведения Гамбургского вокзала в 1996 году Новая Национальная галерея стала собранием, на котором представлены исключительно произведения классического модерна до начала 1970-х годов. Кроме этого, галерея устраивает также многочисленные, вызывающие всеобщий интерес специализированные выставки в стеклянном павильоне, которые часто носят ретроспективный характер. С февраля по сентябрь 2004 года в галерее проходила выставка работ из нью-йоркского Музея современного искусства.
Адрес: Potsdamerstrasse 50, Berlin