Вход для пользователей
E-mail: 
Пароль:   
 запомнить меня
регистрация   забыли пароль?
  Главная   Страны   Новости   Статьи   Фото галереи   Рейтинг турсайтов
>> все страны >> Германия >> Аугсбург

Мемориал «Холокост» в Ратуше Аугсбурга - Германия , Аугсбург



Большой и многостраничный фолиант истории Еврейского общества в городе Аугсбург имеет и светлые страницы, но по большей части книга эта заполнена страницами темными. Совсем уж черным цветом закрашены листы, повествующие о страшной катастрофе, постигшей людей этого общества вместе со всеми евреями Германии в тридцатых – сороковых годах XX столетия.

Первые официальные упоминания о евреях – жителях города Аугсбург – появились в начале XIII века. Вполне естественно, что поселившись здесь люди стали объединяться на основе национального и религиозного единства и отличия от местного населения. Во главе общины стоял Judenbischof («еврейский епископ»), то есть раввин, имевший власть в общине примерно похожую на власть христианского епископа на подвластных землях. Он следил за соблюдением членами общины религиозных и светских предписаний, указаний совета общины, а также Городского совета. Политические и экономические отношения евреев с городом определялись муниципальной Хартией, подписанной в 1276 году. Евреи Аугсбурга имели статус императорских «каммеркнехтов» («слуги казны»). Но подобные отношения были очень выгодны, поэтому епископ и муниципалитет претендовали на то, чтобы также получить юрисдикцию над еврейской общиной. По Хартии община пользовалась широкой автономией. Тяжбы с христианами рассматривались смешанным еврейско-христианским судом.

В условиях тогдашнего феодализма евреи не могли владеть землей и заниматься сельскохозяйственным производством. На занятия ремеслами накладывались большие ограничения. Оставались торговля, в основном вином и скотом, и ростовщичество, чем они и занимались, тем более, что по канонам католической церкви ростовщичество было запрещено христианам. Наиболее активные и удачливые члены еврейской общины смогли заметно поднять уровень своего благосостояния. Соседская корова, дающая жирное молоко и сметану, во все времена вызывала у людей чувство «праведного гнева». Тем более, что сосед говорит на непонятном языке, молится Богу не так, празднует не в те дни. Как только случается недород, засуха или наоборот потоп, эпидемия – во всем виноваты эти соседи. Наколдовали, напортили, отравили. Накаляется атмосфера подозрительности, ненависти, и дело заканчивается погромом, поджогом домов, убийствами, разграблением имущества, изгнанием из города.
Вот в таких волнах от спокойной жизни до погромов и изгнаний протекала жизнь общины в течение столетий. Долгое время, начиная с изгнания в 1438 году и вплоть до XIX века евреев совсем не пускали на жительство в Аугсбург.

В 1806 году наполеоновской Францией было создано Королевство Бавария, куда вошел Аугсбург, потеряв свой статус независимого города. Он стал подчиняться законам королевства. А вскоре, после побед над Наполеоном, баварский кронпринц Людвиг начал большое строительство в Мюнхене. Аугсбург не отставал от столицы королевства, для чего ему понадобились деньги. Еврейские банкиры, а с ними и много иных евреев, были приглашены в город. Община стала постепенно расти численно. В Аугсбурге селились ремесленники, торговцы, врачи, адвокаты.

В 1858 году была построена синагога, а во время Первой мировой войны в 1917 году построили целый комплекс включающий большую новую синагогу и здания культурного назначения. Численность еврейского населения составляло в это время всего 1200 человек (примерно 1 % от общей численности населения города). Банковские операции давали большие доходы, и несмотря на трудности военного времени, кризис после поражения Германии, владельцы и работники банков, а с ними известные опытные врачи, адвокаты, люди искусства, работники развитой текстильной промышленности, все они составляли довольно многочисленную прослойку обеспеченных, а то и зажиточных людей.

И это тогда, когда в целом в Германии свирепствовала безработица, кризис в экономике, связанный с военными непомерными расходами, поражением в войне. Происходила чрезвычайная активизация крайне левых и правых сил в обществе. Левые звали к революции и преобразованию государства по образцу Советского Союза, а правые активно искали виновников поражений и провалов во всех сферах жизни.

Искать виноватых и не надо было, они были известны уже давно: конечно, евреи. Тучи сгущались в течение всего десятилетия перед приходом наци к власти, а после 1933 года напряжение усилилось до крайних пределов. Начались страшные годы Катастрофы. 10 ноября 1938 года пришла «хрустальная ночь», когда наци Аугсбурга подожгли синагогу, устроили погромы. Около половины из 1300 членов еврейской общины смогли уехать из Германии. Те, кто остался, были собраны в одно здание, в котором жили некоторое время, а 3 апреля 1942 года все они были отправлены в различные концлагеря. Их дальнейшая судьба печальна.

Обратно в Аугсбург после войны вернулись только 25 человек.

Разрушенная в годы войны Ратуша Аугсбурга была восстановлена к 1985 году. В небольшом зале на первом этаже здания обновленной Ратуши устроили Мемориал памяти погибших в погромах, репрессиях нацизма, в концлагерях членов еврейской общины Аугсбурга. Мягкий рассеянный свет создает атмосферу спокойного размышления. На стекле прямо перед входом черно-белые линии пересечений, изломов железнодорожных путей в тумане стекла. Тех путей, по которым их увозили из города в переполненных товарных вагонах. Какие-то лагерные сооружения как призраки возвышаются над надписью белым, ярким шрифтом на кроваво-красном, грубом, широком мазке кистью: «Theresienstadt, Mauthausen, Dachau, Riga, Minsk, Buchenwald, Cholm, Lodz, Piaski, Sobibor, Sachsenhausen, Belsec, Ravensbruck, Bendorf-Sayn, Izbica, Bergen-Belsen, Reval, Kowno, Zamosc, Gurs, Trawniki, Auschwitz …» Длинный список фабрик смерти. Слева – стеклянные стеллы с еще более длинным списком. Здесь перечислены имена жителей Аугсбурга, погибших в годы Катастрофы.

Из каких соображений, неизвестно, однако американская оккупационная администрация назначила первым бургомистром Аугсбурга еврея Людвига Дрейфуса. Это как бы послужило неким сигналом: возвращаться и селиться можно. И еврейская община Аугсбурга-Швабии стала возрождаться. Первые службы в восстановленной синагоге прошли в 1963 году. В 1987 году городская община состояла из 247 членов, и рост ее численности был очень медленный.

Но тут произошло нечто невероятное и абсолютно непредвиденное: рухнула берлинская стена, а за ней и железный занавес. В Германию, в том числе и в Аугсбург, хлынул поток евреев из бывшего СССР.

В настоящее время численность еврейской общины Аугсбурга более 1800 человек.

И вот что интересно: говорят они между собой не на идиш, иврите или немецком. Они привыкли к русскому, так и продолжают разговаривать на новом месте. Хорошо это или плохо, долго ли будет продолжаться – время покажет.
Как доехать до Мемориала «Холокост» Ратуши Аугсбурга.

Адрес Ратуши Аугсбурга: Rathausplatz 2, 86150 Augsburg.
На автомобиле: из Мюнхена выехать по Мюнхен – Вест, затем по автобану А8 до Аугсбурга.
По железной дороге: из Мюнхена от Hauptbahnhof ежедневно и очень часто отправляются поезда до станции Аугсбург, далее пешком до Rathausplatz 2, 86150 Augsburg, либо на трамвае до остановки Rathausplatz (но на трамвае надо будет делать пересадку).
Время работы Мемориала «Холокост» Ратуши Аугсбурга

Ратуша, на первом этаже которой находится мемориал, открыта для посетителей с 10.00 час до 16.00 час., закрыта в понедельник, вторник и в дни проведения городских торжественных мероприятий, концертов, собраний, о чем сообщается заранее.




Добавить комментарий >>
Ваше имя:
           
Комментарий:
9+10=
*
Введите сумму двух чисел.




  • Города Германии
  • Аален
  • Аахен
  • Айзенах
  • Алзей
  • Алсфельд
  • Альтенберг
  • Анклам
  • Аугсбург
  • Ахаус
  • Бавария
  • Бад Брюкенау
  • Бад Вильдунген
  • Бад Висзее
  • Бад Гарцбург
  • Бад Зальцшлирф
  • Бад Киссинген
  • Бад Кройцнах
  • Бад Кроцинген
  • Бад Нойенар
  • Бад Пюрмонт
  • Бад Райхенхаль
  • Бад-Айблинг
  • Бад-Вёрисхофен
  • Бад-Тольц
  • Бад-Шандау
  • Бад-Эмс
  • Баден-Баден
  • Баден-Вюртенберг
  • Баденвайлер
  • Байройт
  • Бамберг
  • Баутцен
  • Беблинген
  • Берлин
  • Бернбург
  • Берхтесгаден
  • Билефельд
  • Бонн
  • Бранденбург
  • Брауншвейг
  • Бремен
  • Ваймар
  • Вайнхайм
  • Ветцлар
  • Висбаден
  • Виттен
  • Виттенберг
  • Вольфсбург
  • Вормс
  • Вупперталь
  • Вюрцбург
  • Галле
  • Гамбург
  • Ганновер
  • Гармиш - Партенкирхен
  • Гейдельберг
  • Гельзенкирхен
  • Гёттинген
  • Гиссен
  • Грайнау
  • Дармштадт
  • Деггендорф
  • Дессау
  • Дортмунд
  • Дрезден
  • Дюльмен
  • Дюссельдорф
  • Ингольштадт
  • Кайзерслаутерн
  • Карлсруэ
  • Кельн
  • Киль
  • Кобленц
  • Коттбус
  • Лангенфельд
  • Леверкузен
  • Лейпциг
  • Лемго
  • Линдау
  • Любек
  • Люнебург
  • Магдебург
  • Майнц
  • Мангейм
  • Мекленбургское поозерье
  • Мюнстер
  • Мюнхен
  • Немецкая Прибалтика
  • Нёрдлинген
  • Нюрнберг
  • Оберхаузен
  • Оберштауфен
  • Озеро Тегернзее
  • Оснабрюк
  • Остзебад Граль-Мюриц
  • Остров Рюген
  • Оффенбах
  • Пассау
  • Потсдам
  • Райт-им-Винкль
  • Ратинген
  • Регенсбург
  • Росток
  • Ротенбург-об-дер-Таубер
  • Саарбрюккен
  • Северный Рейн-Вестфалия
  • Трир
  • Тюбинген
  • Ульм
  • Фемарн
  • Фирнхайм
  • Фрайбург
  • Фрайбург-им-Брейсгау
  • Франкфурт-на-Майне
  • Фульда
  • Фюрт
  • Фюссен
  • Хайденхаймм
  • Хайлигендамм
  • Целле
  • Шварцвальд
  • Швебиш-Халль
  • Шверин
  • Шлюхзее
  • Штарнбергер Зее
  • Штуттгарт
  • Эрланген
  • Эрфурт
  • Эссен