“Флоренция на Эльбе” – это про Дрезден.
“Акт Возмездия”, как объявили союзники, или “Бойня №5”, как назвал это самодовольное варварство в своем романе Курт Воннегут – это про бессмысленную с военной точки зрения и зверскую с любой другой бомбардировку февральской ночью сорок пятого силами Британской и Американской авиации той самой “Флоренции на Эльбе”.
“Восставшая из руин” - это про героиню вышеупомянутой акции – памятник сакральной архитектуры Фрауенкирхе, или Церковь Богородицы.
А в руинах, с прорастающими из почти уничтоженных стен деревьями, это удивительное архитектурное сооружение в стиле изысканного европейского барокко агонизировало почти пятьдесят лет. Но и в эти годы развалины евангельско-лютеранской церкви оставались памятником, памятником бесчеловечности войны, памятником тем женщинам и детям, которые, спасаясь от зажженных фосфорными бомбами пожаров, бросались в пруды Большого сада, в закипевшей воде которых многие из них сварились заживо…
И не нужно говорить, что мы путешествуем лишь для того, чтобы любоваться красотами, а не слушать про ужасы. Ведь в нашем конечном и беспрерывном путешествии по жизни мы познаем красоту, сравнивая ее с уродством, и достоинство в его отношении к низости. Увы! Такова она – диалектика жизни, в которой, как известно, от великого один шаг до… почти до всего. Давайте теперь, помолчав и поскорбив, сделаем один шаг обратно - к великому.
А эпитетами «великая» и «величественная» эту церковь награждали уже сразу после ее возведения во второй четверти восемнадцатого века. Творцом этого чуда европейской архитектуры был Георг Бэр, создававший свое детище из добытого в Эльбинских горах песчаника. Из песчаника был выполнен и более чем двенадцатитонный купол, и уже одно это могло возвести постройку в ранг удивительных культовых сооружений. А роскошный барокканский алтарь – разве он не достоин таких эпитетов?
Величие и в том бескорыстии и порыве, с которым жители более чем двадцати стран собирали средства на восстановление этого храма.
Величие в том, что англичане, потомки тех, бомбивших эти улицы авиаторов, прислали в Дрезден специалистов - реставраторов и отлили для возрождающегося феникса новый крест.
Величие в том, что этот дар был принят потомками тех, кто видел, как осыпались в тысячеградусном пламени пожара стены святыни.
И в той профессиональной скрупулезности и аккуратности, с которой реставрировались сохранившиеся фрагменты здания.
Плодом двенадцатилетнего кропотливого труда археологов, реставраторов, строителей стало достижение той великой цели, которая была поставлена изначально: возродить церковь в ее первоначальном виде, по максимуму используя сохранившийся и добытый при разборе руин первичный материал.
Взгляните на стены этого монументального девяноста пяти метрового сооружения – теперь не только памятника архитектуры, но и памятника уникальной «археологической реконструкции»: более темные пятнышки среди светлого песчаника – это они, обожженные пожарами, омытые дождями и обласканные ветрами исторические камни той самой Фрауенкирхе, которая воистину восстала из руин во Флоренции на Эльбе.