Западнее Эски-Кермена, на другой стороне балки Джурла, на плато соседнего мыса Топшан, высится квадратная в плане башня с воротами. Это остатки укрепленного замка Кыз-Куле (Девичья башня). Особенно эффектно она смотрится с площадки северного дозорного-комплекса. Кажется, башня рядом и к ней можно легко и быстро добраться. На самом же деле на Кыз-Куле можно подняться лишь древней пешеходной тропе с вырубленными в скале ступенями из другого ущелья, расположенного западнее башни. Для этого надо спуститься с северного дозорного комплекса на седловину и свернуть налево, осторожно спускаясь по уступчатому, местами со следами искусственных подрубок, склону. Затем по дороге выйти к бывшему селу Крепкому (сейчас здесь находятся кошары). Отсюда из ущелья можно подняться к замку.
Замок Кыз-Куле возник, скорее всего, после разрушения оборонительных сооружений Эски-Кермена, то есть не ранее X – XI вв. В 1933 году внутри крепости велись раскопки. Около башни вскрыты останки одноапсидной часовни XI – XIII вв. с гробницами в ней. Тогда же археологи установили, что крепость Кыз-Куле в XIV в. погибла от пожара. Осталась только башня, овеянная поэтическими легендами и преданиями…
К западу, востоку и югу от Кыз-Куле простирались ухоженные поля. Земледелие специализировалось тут на зерновых культурах (пшеница, полба, ячмень, просо). Обуглившееся пшено было найдено на Эски-Кермене в пифосах XIII в., а рубленная пшенично-ячменная солома в штукатурке его базилики. Землю пахали в те времена на волах, хлеб убирали серпами, а хранили обычно в ямах, вырубленных в скале или вырытых в грунте. Грунтовые ямы обкладывали камнем, обмазывали глиной, которую потом обжигали. Этот способ хранения зерна был унаследован от античного времени. В качестве зернохранилищ, как уже было сказано выше, использовали и пифосы.
Занимались здесь также виноградарством, садоводством и огородничеством. В садах обильно произрастали всевозможные плодовые Деревья: груши, яблони, сливы, вишни, айва, персики, абрикосы, миндаль и другие. Особое место занимали грецкий орех, орех-фундук. Повсюду в горном Крыму на местах средневековых поселений встречается одичавшее потомство этих растений. Раскопки нередко дают их обуглившиеся семена и плоды. Большое количество плодов сушилось на зиму. Кроме того, из их сока приготовляли всевозможные напитки и варили густые сладкие сиропы, заменявшие сахар. Такой же обработке подвергали и собранные в лесах дикорастущие плоды — кизил, груши, яблоки, терн. На Эски-Кермене и рядом с ним было развито виноделие. Свидетельство тому — тарапаны.
Значительное место в хозяйстве средневекового Крыма занимало животноводство. Во время раскопок кварталов на Эски-Кермене и на селищах найдены кости крупного и мелкого рогатого скота, свиней. Тягловой силой служили быки и волы, широко для перевозок использовались ослы, реже лошади, что отчасти объясняется условиями горных мест — крутыми подъемами и спусками.
В средневековом стаде горного Крыма преобладали овцы и козы — «поставщики» молока, сыра, мяса, шерсти и шкур. Судя по костным остаткам, а также высоте высеченных в скале каменных кормушек, разводили тут и коров малорослой горной породы, отличавшейся довольно высокой жирностью молока.
Эски-Кермен, расположенный на труднодоступном плато с сильной оборонительной системой, занимал в хозяйственной жизни округи доминирующее положение. Это было экономически развитое поселение со» своим ремесленным производством — собственными гончарами и кузнецами, каменотесами и плотниками, кожевниками и ювелирами.
О довольно развитом гончарном производстве говорит его продукция — пифосы, амфоры, фляги, столовая и кухонная посуда. Изготовлялась здесь и своя черепица. Имеются характерные только для Эски-Кермена рельефные клейма в виде различных знаков и схематических изображений животных. В метках других гончарных центров средневекового Крыма многие из них не повторяются.
На месте бывшего села Крепкого (до 1944 г. — Черкес-Кермен), в балке к северо-западу от Кыз-Куле, рядом с источником располагалось большое сельское поселение, основательно разрушенное в более позднее время. В обрывах скал, окружавших его, высечено много искусственных пещер, приспособленных для хозяйственных нужд. В верховьях балки, на скалистом отроге, выступающем из ее верховий, находится небольшая пещерная церковь. В литературе она называется храмом Донаторов, то есть дарителей. На стенах сохранились фрагменты фресковой росписи второй половины XIV в., среди них — изображение Христа и евангельские сюжеты. В нише на западной стороне храма — изображение князя, его семьи и святых, ее покровителей. Возможно, храм принадлежал князю, владевшему Кыз-Куле.