Казань – необыкновенный в историческом плане город. Здесь настолько переплетены культуры разных народов, что создается впечатление существования особой. Архитектурным символом города является башня Сююмбике. По аналогии с Парижем, где таковой является Эйфелева башня, с Лондоном, который невозможно представить без Тауэра, с Каиром, которого бы не было без пирамид.
Дело не только в эффектном строгом силуэте сооружения и расположении на самом видном месте Казанского кремля. Она входит в число падающих сооружений мира, как и Пизанская башня. И, кстати, выше ее на два метра. Построена она была из расчета дозорно-сторожевых функций, и сразу же стала клониться на восток. Проведенные в 90-х годах прошлого века реставрационные работы остановили падение, но к этому времени отклонение ее верхушки от оси составило 128 сантиметров.
Устремленная в небо, башня Сююмбике состоит из семи ярусов. Нижние три имеют форму прямоугольника. Четыре верхних этажа восьмигранные. Последний очень напоминает завершение казанских мечетей. Да и в декоре наблюдается такое переплетение мотивов казанско-татарской традиции и архитектурной московской школы, что нетрудно представить себе условия, при которых в 1708 году Царство Казанское было преобразовано в Казанскую губернию.
Башня имеет красивую легенду, связанную с прошлым завоеванием Казани. Говорят, жила здесь царица Сююмбике. Умница, красавица и народная любимица. Увидев ее после захвата Казани, Иван Грозный был покорен восточной чаровницей и возмечтал на ней жениться. Понимая, что отказ от брака с суровым российским царем принесет много бед ее народу, царица согласилась. Но поставила условие. Свадьба состоится, только если Иван Грозный сумеет за семь дней построить семиярусную башню до самого неба. По одному ярусу за каждые сутки. Царь от сложной задачи не бежал, и через неделю башня была готова. Сююмбике попросила разрешения взойти на самый верх, чтобы попрощаться со своим народом. Однако взобравшись на высоту, царица, опечаленная неизбежной разлукой с родиной, бросилась вниз и погибла.
Эта красивая сказка нравится казанцем больше того вердикта историков, что Сююмбике, бывшая опекуном двухлетнего сына, который был возведен на престол после смерти ее последнего мужа, просто-напросто была порабощена московскими захватчиками и увезена в столицу, где закончила свои дни не то в монастыре, не то в городе Касимове.
Но 58-башня носит ее гордое имя и, находясь в Кремле отдельно от других башен, как бы подчеркивает свой особенный статус. Сегодня, после того как на ней была сделана подсветка, она даже ночью служит путеводителем гостей Казани, не сомневающихся в том, что это – визитная карточка города.
Кстати, взаимопроникновение культурных традиций, характерное для российских народов, отражается в их стремлении копировать что-то самое интересное. К примеру, в Москве, на Казанском вокзале одна из башен является практически точной копией башни Сююмбике.