Старый собор Санта Мария (Catedral Vieja) находится в центре города рядом с Новым собором. Он был заложен соратником Сида Кампеадора Херонимо де Перигором (ум. 1120) который стал первым епископом города после освобождения его в годы Реконкисты. Так как Саламанка была пограничным городом, собор проектировался и как настоящая крепость (сейчас это не очень заметно из-за сноса зубцов стен и прочих фортификационных деталей).
Строительство началось в 12 веке и продолжалось до 14 века, и поэтому здание, задуманное в романском стиле, в итоге достраивалось как готическое. К 16 веку Старый собор оказался уже слишком маленьким для выросшего города, и было решено его снести. Рядом началось строительство Нового собора, а Старый оставили для служения мессы во время стройки. Колокольню все же снесли и переделали в колокольню Нового собора. Но второй собор строили так долго – до 18 века, что после его окончания Старый собор казался уже не старомодным, а старинным, и был сохранен. Теперь оба здания имеют общую стену и являются единым комплексом. Вход в Старый собор осуществляется через одну из капелл Нового.
В плане собор представляет собой трехнефную базилику с тремя полукруглыми апсидами, причем его левый неф оказался более узким из-за пристройки Нового собора. В его интерьере более заметны романские черты, чем в готическом фасаде. Самая древняя часть – это апсиды, самая новая – своды, которые выполнены уже в готическом духе и не очень сочетаются с романскими колоннами.
В главной апсиде возвышается красочное ретабло. Оно состоит из расположенных в 5 рядов 53 отдельных картин на сюжеты из жизни Христа и девы Марии, и было написано в 1430-50 годы силами трех художников. Главным был итальянец Делло Делли, который написал 12 основных изображений; остальные создал его брат Сансон Делли с бригадой местных мастеров. Несколько оставшихся картин – работа третьего брата Николаса Флорентино, ему же принадлежит фреска со сценой Страшного Суда в конхе апсиды над ретабло (1445 год). Перед картиной стоит статуя Virgen de la Vega, являющаяся символом города – деревянная статуя, покрытая позолоченной бронзой с инкрустациями. Это изображение Богородицы было создано в 12 веке по византийскому образцу.
Слева от главного входа в собор, под колокольней – капелла святого Мартина. Перед входом – фреска, где святой отдает половину своего плаща нищему. Внутри находится красочная фреска с поющими ангелами, святыми девами и гербами, а также с подписью художника Антона Санчеса де Сеговия (1262 год). Считается, что это одно из старейших в Европе подписанных произведений искусства. Правее на стене изображен Иисус в пылающей мандорле (ореоле) – это еще один образ Страшного Суда в соборе.
КЛУАТР
Из правого рукава трансепта (поперечного нефа) собора есть выход в квадратную в плане крытую галерею собора, с двух сторон окруженную капеллами.
Залы галереи, построенные в 1526 году, также серьезно пострадали от Лиссабонского землетрясения. Они используются как кафедральный музей, в котором выставлено собрание живописи. Из них особенно примечательны 3 картины работы Фернандо Гальего (середина 15 века).
Самая древняя из капелл, первая слева от входа – капелла Талавера (Сан-Сальвадор). Она перекрыта куполом из 16 ребер, которые поддерживаются колоннами и образуют «звезду» – этот тип купола мусульманского происхождения и он очень странен для такой ранней эпохи для севера Испании. Стены здесь украшены росписями с гербами погребенных. Следующая капелла – Санта Барбара, была основана в 1334 году. Здесь имеется маленькая картина со сценами Страстей Христовых и образом святой Варвары (16 век). Со времен основания университета эта часовня служила местом финальных экзаменов. Прежде чем сдать на степень, студент должен был провести здесь ночь в одиночестве за подготовкой. Наутро приходили экзаменаторы. Если ему сопутствовал успех – то студент выходил из главной двери собора на площадь, где собирались в ожидании его друзья. Если же не сдавал – выходил из другой двери.
Последняя в ряду капелл – капелла Сан Бартоломе (Анайя) содержит могилу ее основателя епископа Диего де Анайя, основателя самого древнего колледжа университета. Его надгробие сделано из алебастра и окружено декоративной решеткой (16 век). Там же присутствуют надгробия других членов семьи и орган 14 века.