В старом центре Картахены, на склоне холма Консепсьон, в зоне римского театра находятся руины Старого кафедрального собора святой Марии. По старинной легенде, собор был основан приплывшим в Картахену в 1 веке апостолом Иаковым, и таким образом являлся первой христианской церковью в Испании. Хотя в действительности история происхождения на этом месте собора достоверно неизвестна. Археологические исследования показали, что самые древние архитектурные элементы, найденные в зоне собора, относятся к республиканской эпохе и носят светский характер. Также установлено, что епархия Картахены существовала еще в 6 веке, в византийский период, и ее резиденция могла находиться в этом месте. Первые упоминания о соборе относятся к 13 веку – периоду завоевания Королевства Мурсии принцем Альфонсо (в будущем король Альфонсо X). В 40-х годах он просит папу Иннокентия IV восстановить епархию Картахены, которая во времена, предшествующие мусульманскому господству, считалась архиепископской. В 1250 году Папа Римский распоряжается о возобновлении епархии и назначает епископом королевского исповедника Педро Гальего. К этому же времени относится, вероятно, и строительство (или реконструкция) собора. В средневековых и ренессансных документах этот храм появляется под именем «Главная церковь», «Старым кафедральным собором» он начинает называться с 18 века. Путаницу усиливает то обстоятельство, что в 1270 году Альфонсо X Мудрый создает военный орден святой Марии Испанской, посвященный средневековой покровительнице города Деве Росельской (Virgen del Rosell). Его главной резиденцией называют цистерцианский монастырь Картахены, которым также могло быть это здание. Через несколько десятилетий официальную резиденцию епархии переносят в Мурсию, сохраняя за ней титул епархии Картахены. Таким образом, собор теряет свой кафедральный статус, превращаясь в приходскую церковь. На протяжении нескольких веков мэрия Картахены непрерывно боролась за возвращение епархии в город. В 18 веке для этих целей была построена церковь святой Марии Благодатной, но переезда так и не добились. Считается, что здание собора было построено в стиле левантийской готики и представляло собой прямоугольный в плане зальный тип храма с тремя нефами и квадратной алтарной частью.
Новые упоминания о соборе (посвященного в то время Успению святой Марии) возникают уже в 16 веке, и связаны они с именем Хуана Баутисты Антонелли, занимавшегося реконструкцией старого храма. В 1571 году он возвел Росельскую капеллу, представлявшую в плане греческий крест и покрытую куполом в виде сферического шлема. Веком позже, в 1691 году по указу герцога Верагуа Педро Португальского пристраивается еще одна капелла - Христа Помогающего (Capilla del Cristo del Socorro).
В гражданскую войну (1936 год) все интерьеры церкви вместе с алтарями и скульптурами были разграблены, а здание превращено в тюрьму. В довершение всего в 1939 году окрестности храма были бомбардированы восставшими войсками банды Франко. Поэтому до наших дней собор дошел в почти разрушенном состоянии. Среди его развалин видны остатки стены трибун римского театра, а в подземной крипте можно увидеть римскую мозаику 1 века.
Храм является объектом культурного значения и включен в министерский план восстановления памятников.