Собор Воплощения является епископской резиденцией Епархии Альмерии. Он находится на Соборной площади (Plaza de la Catedral) в центре города.
Строительство было начато по приказу Диего Фернандеса де Вильялана в 1522 году, когда землетрясением был разрушен предыдущий храм. Он находился на месте бывшей главной мечети - там, где сейчас располагается церковь святого Иоанна. Новый собор, возможно, проектировался Диего де Силое. Это здание в позднем готическом стиле, напоминающее крепость. Оно служило защитой от атак пиратов и мавров. Внешне это нашло отражение в зубцах, крепостных башнях, контрфорсах. Строительство было закончено в 1564, при этом в здании присутствовали уже некоторые ренессансные черты, привнесенные Хуаном де Орея. Это трехнефный храм с тремя капеллами и клуатром.
Главный вход также был выполнен под руководством Хуана де Орея. Он был построен по образцу портала дворца Карла V в Альгамбре (Гранаде). Он несколько отличается от общего готического военного характера собора, так как выполнен уже в ренесансной стилистике. С одной стороны Хуан де Орей сделал все возможное, чтобы ворота внешне напоминали римскую триумфальную арку: главными архитектурными элементами выбрал колонны и ниши, но с другой стороны включил в организацию портала и большую идеологическую подоплеку - прославление имперской программы Карла V. Декор портала прославляет военные победы: это изображение покорения Карлом V мавров и подвигов Геракла. Есть здесь и изображения религиозного содержания: вход фланкируют изображения святых, кому посвящен храм - святых Петра и Павла. Кроме аллегорических изображений на портале есть гербы Карла V и епископа Вильялана, выполненные в технике рельефа.
На западном фасаде находятся ворота Прощения , также являющиеся работой Хуана де Орея. Они были выполнены в 1569 году и во многом напоминают главные. В основании контрфорса с левой стороны есть консоль. На ней сохранилась латинская надпись: "ALANUS QUARTUS - 1569". ALANUS - это патроним (личное имя) епископа, QUARTUS - это сан монаха Диего Фернандеса де Вильялана, который даровал ему епископ после Реконкисты. В основании контрфорса надпись "REGNANTE PHILIPO", так как строительство велось во время правления Филиппа II. Эти ворота также украшены как аллегорическими, так и королевскими изображениями.
В главной капелле храма находится ретабло . Некогда выполненное в готическом стиле, оно было изменено в 18 веке архитектором Вентура Родригесом, который добавил новые барочные элементы. В другой капелле, посвященной Иисусу Христу, находится могила монаха Диего Фернандеса де Вильялана. Рядом с ней находится капелла Благочестия, также работа Хуана де Орея. На фасаде капеллы святого Христа (Capilla del Santo Cristo) находится барельеф, со временем превратившийся в символ города. Это так называемое Солнце Портокарреро (Sol de Portocarrero) - солнце с человеческим лицом и лентами вместо лучей.
С северной стороны храма находится Соборная площадь. Она претерпела несколько перестроек, последняя произошла в 1990-е годы и была выполнена Альберто Кампо Баеса в сотрудничестве с Модесто Санчес Моралесом. В ходе этой перестройки с фасада соборы убрали железные решётки, сделали мраморное мощение и посадили пальмы.
На площади стоит бронзовый памятник епископу Диего Вентаха Милану, который умер мучительной смертью в годы Гражданской войны. Эта скульптура была выполнена в 40-е года Пересом Комендадором. Кроме собора на площадь выходят Епископский дворец, дом святого Иоанна Авильского и гостиница.