Кафедральный собор-базилика Богородицы Пилар находится на одноимённой площади в трёх минутах ходьбы на северо-запад от кафедрального собора Спасителя и в 1,5 км на восток от Дворца Альхаферия.
Собор получил свое название в честь явления Богородицы в районе Сарагосы, произошедшего, согласно легенде, около 40 года, возле колонны «Пилар» (Pilar). Богородица Пилар является покровительницей города. Праздник в ее честь отмечается в Сарагосе ежегодно 12 октября.
После отвоевания Сарагосы у арабов в 1118 г. Альфонсо I Арагонским , церковь была почти полностью разрушена. В 13 веке на месте часовни была построена романская церковь, от которой до нас дошла колонна из яшмы в одном из маленьких залов. В 1293 г. здание снова было разрушено, и началось строительство новой готическо-мавританской церкви (окончено в 1515 г.), от которой до нас дошел основной зал, а также необыкновенной красоты главный алтарь, спроектированный Дамианом Форментом.
Современный храм является результатом сложного и длительного строительного процесса, который начался в конце 17 века и завершился в середине 20 столетия. Несмотря на такие обширные временные рамки, архитекторам удалось добиться целостности и гармоничных пропорций в архитектонике храма. Первоначальный проект строительства принадлежит Фелипе Санчесу. Впоследствии его частично изменили Франсиско Эррера и Вентура Родригес. Последний спроектировал новую капеллу Девы Марии, а также изменил декор интерьера собора, значительно упростив украшение капителей и светильников колонн и придав им неоклассический вид в соответствии с требованиями времени.
На рельефе главного фасада изображено явление Девы Марии в Сарагосу. Во внешнем убранстве собора выделяются одиннадцать огромных куполов, покрытых изящной разноцветной черепицей и украшенных фонарями и стройными башенками на углах, которые акцентируют монументальность постройки. Башни, в большинстве своём построенные в 20 столетии, достигают более 90 метров в высоте.
В 1944 году было собраны общественные пожертвования на перестройку южного фасада храма, выходящего на площадь. Проект Теодоро Риоса был претворен в жизнь между 1945 и 1950 годами. Между двумя портиками с треугольными фронтонами на колоннах коринфского ордера были помещены два главных входа. Кроме того, фасад был украшен пилястрами , которые сделали его менее монотонным, а в центре, на уровне главного купола, был построен ещё один портик, образованный нишей со скульптурой Явления Девы Марии работы Пабло Серрано (1969). Надо всем фасадом был выстроен антаблемент с широким выступом, декорированный лепниной. Аттик был украшен балюстрадой со статуями местных святых работы Феликса Бурриэля и Антонио Торреса Клаверо.
Храм прямоугольной формы имеет три нефа одинаковой высоты, из которых центральный - самый широкий, а по периметру его окружают капеллы с контрфорсами . Таким образом, собор представляет собой типичную паломническую церковь, которая построена так, чтобы паломники могли перемещаться по ней, не мешая службе. Купола и своды динамично сменяют друг друга по всему периметру здания.
Внутреннее убранство выполнил Вентура Родригес (18 век), он реконструировал декоративные элементы барокко в соответствии с традициями классической архитектуры. Из его работ особо стоит выделить Святую Капеллу овальной формы, расположенную во втором пролете центрального нефа. Именно там находится ризница Девы Марии, где хранится Святая колонна и скульптура Девы Марии, которые, по преданию, должны находиться там вечно.
Над алтарями Святой Капеллы находятся две мраморные скульптурные группы (автор - Хосе Рамирес де Арельяно, 18 век), которые изображают семь первых христиан с апостолом Иаковом и явление Девы Марии. В интерьере также стоит особо выделить свод около Святой Капеллы, расписанный молодым Гойей сценами под названием «Поклонение Имени Господа».
В храме захоронены большинство сарагосских архиепископов Нового Времени, а также святой Браулио Сарагосский (епископ Сарагосы, 590-651 гг.) и генерал Палафокс (1776 – 1847), участвовавших в Войне за независимость. Кроме того, собор располагает сокровищницей, где хранится большое число литургических ювелирных изделий. Стоит отметить так называемую шкатулку с драгоценностями Богородицы: коронами, диадемами из драгоценных камней, а также коллекцию из более 350 мантий Девы Марии.
Интересен тот факт, что во время Гражданской войны в Испании на здание были сброшены две бомбы, но ни одна из них не взорвалась. Стоит отметить, что в церкви висит не только испанский флаг, но и флаги латиноамериканских государств, поскольку Богородица Пилар покровительствует всем испаноговорящим странам.