Войти в Толедо лучше всего через северные ворота Пуэрта-Нуэва-де-Бисагра, одни из девяти сохранившихся до нашего времени городских ворот, именно эти ворота выглядят самыми внушительными. Возведенные в X в. арабами, ворота были перестроены в XVI в. и сейчас состоят из двух разновременных частей; эти ворота связывали Толедо с расположенной на севере долиной - арабы прозвали ее «рыжей» из-за красноватого цвета земли. Немного поднявшись по ул. Реаль-де-Аррабаль, вы увидите за оградой неприметное здание мечети, превращенной в христианский храм Кристо-де-ла-Лус. В самом названии храма кроется противоречие, легко объяснимое историей этого места. Мечеть — единственное здание в Толедо, сохранившееся с арабских времен. Она была построена около 999 г., а после завоевания города христианами освящена как христианская церковь. Слово «свет» в названии связано со старинной легендой, согласно которой в течение 400 лет (примерно столько длилось арабское владычество в Толедо) в стене этого здания стоял замурованный Христос с горящим фонарем в руках, сохраняя тем самым христианское учение.
В убранстве церкви-мечети надписи арабской вязью соседствуют с вестготскими фресками. Обязательно обойдите мечеть-храм и полюбуйтесь садиком, откуда хорошо видны городская стена с воротами и окрестные улицы.Восточнее находится пл. Сокодовер — главная городская площадь, где в Средние века шумел рынок (название площади переводится с арабского как «рыночная»), а позже проходили публичные казни. В XVI в. арх. X. де Эррера предложил устроить на месте нее большую Plaza Mayor, окруженную аркадами, но католическая церковь воспротивилась этой идее; поэтому Толедо -один из немногих городов в Испании, где нет Plaza Mayor. Рядом с площадью расположен центральный музей Толедо Санта-Крус. Он занимает здание госпиталя, основанного в 1504 г. кардиналом Мендосой. Обратите внимание на ренессансную лестницу и внутренний двор и, конечно, на богатейшие коллекции музея — археологические, скульптурные, живописные (здесь хранится несколько картин Эль Греко).