Вход для пользователей
E-mail: 
Пароль:   
 запомнить меня
регистрация   забыли пароль?
  Главная   Страны   Новости   Статьи   Фото галереи
>> все страны >> Индия >> Калькутта

Индийский музей - Индия , Калькутта


Индийский музей



Это самый старый музей в Индии, его история началась в 19 веке, когда Азиатское Общество столкнулось с необходимостью создания музея в Калькутте.

Исследования и научные изыскания, проводимые с целью изучения экономического потенциала индийского субконтинента, привели к возникновению обширных минералогической, ботанической и зоологической коллекций. Археологические находки были также документированы, и в итоге образовалась потрясающая коллекция, которая нуждалась в описании, классификации и надлежащем хранении.

Индийский музей


В 1875 году здание Индийского Музея, созданное по замыслу Вальтера Л.Б. Гренвиля, было готово к эксплуатации. Гренвиль был автором проектов других знаменитых зданий Калькутты, таких как Университет, Сенат (который к сожалению был разрушен), Почтамт и впечатляющее здание Городского Суда. Индийский Музей, имеющий вход со стороны Чоуринги, построен в 3 этажа, обрамляющих открытое центральное пространство, с коридорами и верандами, которые поддерживаются огромными ионическими колоннами.

Индийский музей


Здание являет собой образец великолепной жесткой конструкции времен Викторианской эпохи в Индии, но в качестве музея оно малопригодно. Когда вы входите в музей с центрального входа, слева от вас находится галерея минералов. Эта секция, несмотря на запыленность и убожество оформления, содержит большую коллекцию минералов со всех областей Индии. Она представляет все многообразие минеральных ресурсов Индии. Далее эта галерея переходит в заново отстроенную антропологическую секцию, а если подняться по лестнице вверх, то там находится галерея с довольно старомодными диорамами из жизни различных племен Индии. Плетеные корзины и другие предметы обихода выставлены здесь в качестве образцов художественных техник, находящихся на сегодняшний день на грани исчезновения.

Напротив от главного входа находится археологическая секция, и ее первая комната содержит бесценную коллекцию датируемых 2 веком до н.э остатков ограды буддийского памятника архитектуры Бхархута, штат Мадхья Прадеш, со скульптурными элементами декора.

Любопытна сама история о том, как они оказались в Индийском Музее, описанная в книге Рандхава «Индийская скульптура», 1985.

Генерал Александр Каннингем, обладатель множества археологических находок, обнаружил остатки бхархутской ступы в 1873 году. Плотное основание буддийской ступы было окружено массивной каменной оградой, на ее воротах находились рельефные панели, которые Каннингем нашел осыпавшимися, в полуразрушенном состоянии, разбросанными вокруг ступы. Он решил переправить сохранившиеся остатки ограды ступы в Калькутту и поместить их в Индийский Музей. Английский профессор Чайлдерс, узнав об этом, писал: «Невозможно сдержать вздох сожаления, читая отчет Каннингема о наиболее интересной из его находок, и смириться с тем, что она будет находиться вне досягаемости для нашего исследования». Чайлдерс ожидал, что остатки бхархутской ступы будут отданы Британскому Музею в Лондоне. Он продолжает: «Я узнал о предложении забрать их из Бхархута. Это уже попахивает вандализмом (подобно попытке увезти Стоунхендж)». Однако сам Каннингем знал, что тем самым он спасает скульптуру, так как большую часть древней ступы уже растащило для своих бытовых нужд местное население.

Сегодня стоит посетить Калькутту хотя бы ради того, чтобы увидеть эту галерею с ее ранней буддийской скульптурой и заглянуть вглубь философии жизни, до сих пор актуальной, несмотря на древность ее источника.

Бхархутская комната.Скульптура из Бхархута поистине удивительна. Ограда имеет высоту 3 метра (9 футов). Это каменное ограждение имитирует более древнюю деревянную конструкцию, где вертикальные столбы соединены с помощью горизонтальных балок, с массивным выгнутым каменным навершием. Ограда, состоящая из вертикальных опор и горизонтальных перекрытий, украшена женскими и мужскими фигурами почти в рост человека, которые кажутся хранителями ступы, резные панели и медальоны расположены с равными промежутками и выполнены в низком рельефе. Некоторые из них воспроизводят эпизоды из Джатак, повествующих о предыдущих инкарнациях Будды. В каждой из своих инкарнаций Будда демонстрировал всей своей жизнью преданное служение и беспримерную доброту, являлся ли он в форме оленя, жертвующей собой обезьяны или как-нибудь иначе.

Среди этих рельефов есть круговая панель, на которой изображены олень, отдыхающий на берегу реки, и охотник слуком и стрелами. Это яркий пример того, как буддийская лирическая поэзия воплощается в камне. Все повествование заключено в одну обрамленную сцену, где происходит масса событий и разворачивается целая история, и все это показано одновременно, на одной панели.

Джатака гласит: однажды, в одной из своих инкарнаций Будда был молодым оленем, прекрасным и грациозным существом, чья шерсть сверкала подобно золоту. Олениха, его подруга, также была чудесным созданием, и оба они жили счастливо вдвоем. Однажды охотник блуждал по лесу в поисках добычи, и поймал прекрасного оленя. Олениха, поняв что жизнь ее мужа в опасности, бесстрашно выступила перед приближающимся охотником и обратилась к нему с просьбой освободить ее супруга. Олень оказался на свободе, а охотник был так ошеломлен происходящим, что воскликнул: «Даже человеческое существо не жертвует своей жизнью ради своего царя так, как делает это животное! Что это могло бы означать?» Тогда олень поведал охотнику золотое правило жизни: «Друг, отныне не отнимай жизни ни у одного живого существа; занимайся домашним хозяйством, помогай бедным и выполняй свою работу добросовестно».

Другая панель рассказывает о воплощении Будды в облике обезьяны, «Махакапи Джатака». На круговой рельефной панели мы видим лесную сцену с протекающим на ней потоком. На одном его берегу обезьяны карабкаются на дерево, и перебираются на противоположный берег по «обезьяньему мосту». Обезьяна, рискующая своей жизнью, чтобы стать «мостом» для своих сородичей – другая инкарнация Будды, демонстрирующая его высший идеал. Посредством этих историй о животных преданным было легче понять учение и принципы буддизма. Духовное просветление через сострадание к животным и другим существам было главной идеей этих наставительных скульптур.

На правой от входа части ограды, на ее внешней стороне, расположенной за воротами, находится панель с рельефным изображением группы обезьян, поймавших слона. На параллельной панели, на противоположной части ограды, слева от входа в галерею, изображен забавный эпизод, в котором группа обезьян удаляет зуб у высокого и величавого человека. Обезьяны привязывают больной зуб длинным шнуром к слону, а одна из обезьян готовится хорошенько укусить слона за хвост, с тем, чтобы тот рванулся с места и зуб был бы удален!

В скульптуре Бхархута мы не найдем изображений Будды в образе человека, так как они были запрещены в период Хинаяны в буддизме, когда Будда мог изображаться только символически. Наиболее популярный его символ – дерево пипала, под которым на Будду снизошло высшее озарение. Это дерево, иначе называемое Бодхи, изображается скульпторами окруженным оградой или стоящим на платформе, украшенное цветами и гирляндами. Здесь присутствует также несколько медальонов в форме лотоса, некоторые из них имеют в центре изображение в виде человеческого лица. Эти украшения, выполненные в низком рельефе, уникальны, так как вырезаны на разной высоте и с разной глубиной рельефа, что создает тонкую иллюзию пространства. Лотос, встречающийся в искусстве буддизма, а позже и индуизма, является символом чистоты и предвещает чудесное рождение святого или великого человека, чья фигура выделится на фоне остального человечества.

На ограде присутствуют также несколько женских фигур, некоторые из которых почти в рост человека, в различных позах: с музыкальным инструментом в руках, смотрящаяся в зеркало, держащая ветку дерева. На них надеты простые набедренные повязки, на их шеях, волосах, запястьях и поясах можно разглядеть великолепные украшения. Такого рода серебряные украшения до сих пор носят женщины в некоторых районах Индии. Изображение молодой девушки с веткой дерева в руках интерпретируется как символ плодородия, и нетрудно понять почему. Позади нее стоит дерево с цветами и готовыми распуститься бутонами, которое указывает на древнюю традицию, воспринятую также буддизмом, о почитании деревьев и духов, обитающих в них, чтобы поддерживать с ними хорошие отношения.

Вся эта галерея ранней буддийской скульптуры полна жизни, энергии и юмора, ее содержание далеко не всегда восприниматеся большинством людей как исключительно религиозное. На протяжении веков буддийские и индуистские сооружения украшались дидактической скульптурой, рассказывающей пилигримам мифы и легенды о богах. Оттенок юмора, кое-что взятое из повседневной жизни, использование природных форм составляют часть этой традиции.

Мы должны также выразить огромную благодарность генералу Каннингему за спасение бхархутской ступы в 1873 году.

Музей предпринял попытку представить свою великолепную коллекцию монет в хронологическом порядке, начинаяс монет с пробитыми в них отверстиями 5 века до н.э. – 2 века н.э. Здесь есть греческие и арабские монеты, исторически свидетельствующие о торговых контактах с индийским субконтинентом много веков назад. Особенно красивы золотые монеты эпохи Гуптов, с вычеканенными на них портретами царей, тщательными и детальными, несмотря на малый размер монет, изображениями лошадей и львов. Обнаруженные несколько лет назад при раскопках огромные залежи золотых монет натолкнули историков на мысль обозначить период Гуптов как «золотой век». Разумеется, подобное количество денежных знаков обычно говорит о благосостоянии народа вГалерея нумизматики. определенные периоды истории.

Моголы, которые правили Индией начиная с 16 века, до того, как их вытеснили британцы, в годы своего могущества производили редкие по красоте золотые и серебряные монеты. На выставке представлены монеты с изображениями знаков Зодиака и каллиграфическим дизайном. Ценность денежного знака не влияла на великолепие его внешнего облика, на этом примере можно судить о мастерстве их создателей в выборе деталей изображения для создания завершающего эффекта.

В Индии очень мало музеев, где коллекция монет была бы представлена так же широко, как в Индийском Музее.

Галереи на первом этаже музея содержат экспонаты невероятных размеров и количества – животные, рыбы и птицы, добытые во время британских экспедиций на индийском субконтиненте. Внешний вид экспозиции оставляет желать лучшего, хотя сама по себе экспозиция достаточно ценна. К сожалению, яркое оперение птиц поблекло, и таблички с надписями умалчивают о том, где именно в Индии этих птиц можно встретить. За подобного рода информацией нужно обращаться к специальной литературе.

На втором этаже, рядом с египетским залом и лифтом, есть выход к галерее искусств. Здесь, опять же довольно убого представленные, хранятся образцы индийского текстиля – красивые плетеные циновки из Бенгалии, набивные ткани Раджастана, шали с тканым и вышитым дизайном, которыми так славится Кашмир, бенаресская парча и много чего другого.

Далее по залу располагаются дешевые предметы народного творчества из дерева и металла, которые в целом можно охарактеризовать как китч.

Нахарская галерея восточного искусства – небольшая комната, в которой можно увидеть великолепные образцы персидской миниатюры 17 века, могольской школы живописи, включая эпоху Акбара. Интересно увидеть на этих изображениях одежду и украшения, которые носили императоры, строившие свои царские резиденции в Дели и Агре, а затем вновь пройтись по галерее текстиля и получить непосредственное представление об изделиях, изображения которых присутствуют в живописи разных периодов.

Далее, в следующей галерее после ступы из Бхархута представлена скульптура Гандхары. Это наиболее полная коллекция в Индии, которая может соперничать по содержательности только с коллекцией из Лахорского музея в Пакистане. Северо-западный регион Индии и часть того, что ныне носит названия Пакистан и Афганистан, в начале нашей эры были известны как Гандхара. В эпоху завоеваний Александра Македонского эта территория испытала на себе греческое влияние, а позже, по мере укрепления торговых отношений с Римской Империей, влияние римлян. На территории Гандхары возникали княжества и крупные города, процветавшие благодаря развитию торговли. Известный буддийский университет того времени, Таксила, привлекал ученых-буддистов из Китая и других стран Дальнего Востока, а также из Азии в целом. Раскопки в Таксиле и прилежащих территориях открыли для взора великолепие ступ, статуй, монет и других ценностей, каждая из которых несет на себе в той или иной степени отпечаток римского либо греческого влияния.

За последние несколько лет среди историков искусства распространилось множество противоречивых суждений, касающихся вопроса о том, было ли возникновение первых антропоморфных изображений Будды результатом греко-римского влияния. На сегодняшний день исследования показывают, что статуи Будды появились разных областях Индии приблизительно в то же время, что и скульптура Гандхары.

Статуэтки из дерева, терракоты, камня и даже металла создавались индийскими мастерами на протяжении веков, и это не было их первой попыткой создания фигуративной скульптуры. Что по-настоящему интересовало мастеров периода Махаяны в буддизме, так это воплощение образа Будды, способное передать силу и ясность его ума в состоянии медитации. Ранние скульптуры свидетельствуют о том, что художникам пришлось немало экспериментировать с выражением лица, одеянием и позами Будды, на лице которого временами играет легкая улыбка. Некоторые из представленных в галерее статуй были переданы музею генералом Каннингемом, они относятся к периоду Махаяны в буддизме, когда стало возможным изображать Будду в образе человека. Здесь представлены также несколько вотивных ступ, пожертвованных преданными для святой гробницы. С помощью этих вотивных ступ, большинство которых имеют подпись, историкам предоставилась возможность создать более отчетливое представление о покровителях буддизма. Было обнаружено, что среди огромного числа торговых компаний очень многие стали последователями этой новой для того времени религии, и их богатство способствовало ее развитию и проникновению в другие регионы Азии. Так как ступы возникали вблизи торговых путей, полукруглая индийская ступа начала увеличиваться в высоту, пока не приняла форму высокой башни, некоторые из них до сих пор можно увидеть на Дальнем Востоке.




Добавить комментарий >>
Ваше имя:
           
Комментарий:
10+2=
*
Введите сумму двух чисел.