Вход для пользователей
E-mail: 
Пароль:   
 запомнить меня
регистрация   забыли пароль?
  Главная   Страны   Новости   Статьи   Фото галереи
>> все страны >> Индия

Большая Ступа в Санчи - Индия


Большая Ступа в Санчи



Санчи — деревня в индийском штате Мадхья-Прадеш, в 46 км к северо-востоку от Бхопала, где сохранились сохранился целый комплекс строений и, по крайней мере, три ступы. Наибольшая среди них - Ступа I, или Большая ступа, перестраивалась несколько раз, и сохранившаяся часть датируется примерно I веком до н. э. При императоре Ашоке, буддизм в Индии был признан государством религией. Ашока всячески способствовал распространению буддизма. Индо-персидские мотивы времени Ашоки вступили во взаимодействие с другими, и на протяжении следующего века они оформились в широко разработанную изобразительную систему, теперь уже в индийском стиле. К этому времени относится строительство множества ступ - буддийских святилищ, одним из трех главных типов буддийской архитектуры. В отличие от других двух - жилые помещения (вихара) и молитвенного зала (чайтья), - в которые можно было войти внутрь, ступа была цельной монолитной постройкой.

Большая Ступа в Санчи расположена в нескольких километрах к северу от города Бхопал. Ступа в Санчи была воздвигнута по велению индийского правителя Ашоки Маурия в II веке до нашей эры на том месте, откуда, по преданию, его сын отправился на остров Ланку (ныне Шри Ланка) для распространения там буддизма. Ступа в Санчи - сооружение полусферической формы, лишенное внутреннего помещения. Она стоит на круглом цоколе диаметром в 31 метр с террасой, служившей для проведения церемоний. С южной стороны на террасу ведут лестницы. Так же, как и платформа, на которой она покоится, ступа сложена из крупного кирпича и камня. В ступе хранятся священные остатки Будды и другие реликвии, связанные с его деятельностью.

Большая Ступа в Санчи


Первоначально ступа была выкрашена в белый цвет, а терраса и ворота - в красный. Некогда весь комплекс святилища окружали деревянные монастырские строения, но до нашего времени они не сохранились. Форма ступы строго подчинена канонам, имевшим глубоко символическое значение. Полусфера символизирует небесный свод. На вершине купола находится хармика - надстройка с квадратным основанием в, форме балкончика - она символизирует священную гору Меру. Над хармикой возвышается проходящий через весь купол до его основания стержень с надетыми на него круглыми зонтами, последовательно уменьшающимися в диаметре снизу вверх. Стержень символизирует мировую ось, зонты означают три священных неба. Ступа в Санчи, очень простая по своим округлым очертаниям, кажется скорее вылепленной, чем построенной.

Во II веке до нашей эры ступа была расширена вдвое против первоначального размера и окружена массивной каменной оградой-ведикой (символ охраны святыни — древа Бодхи), лишенной всяких украшений. Во второй половине I века до нашей эры были построены четверо ворот по четырем сторонам, соответствующим четырем сторонам света, в ограде сделаны ворота, богато украшенные скульптурой. Каменная ограда вокруг ступы в Санчи, возведенная уже в 1 в. до н.э. по типу старинных деревянных сельских оград, также имела четверо традиционных ворот – торана, ориентированных по четырем направлениям света. Сначала были построены южные ворота, позднее северные, восточные и последними — западные. Они создавались с промежутками около десятилетия.

Через ворота в святилище входили торжественные процессии для совершения священного обряда: он состоял в обходе вокруг ступы и восхождении процессии на верхнюю часть платформы. Ворота ограды Большой Ступы (они называются торана) - выдающееся произведение древнеиндийской архитектуры. В целом скульптурное оформление ворот можно подразделить на три основные группы.

Первая — скульптура, являющаяся частью конструкции ворот. Это так называемые слоновые капители и рядом с ними — консоли в виде женских фигур. Капители, которые соединены с балками и квадратными колоннами внизу, окружены четырьмя полуфигурами слонов с восседающими на них фигурками мужчин и женщин. Эти прекрасные скульптурные группы, так называемые слоновые капители, создают переход от нижней к верхней части ворот и ко всей остальной, более мелкой скульптуре. Композиционное значение слоновых капителей в архитектонике тораны усилено крупными фигурами врикшак, занимающими на северных и восточных воротах наружный прямой угол между столбами.

Вторая — круглая скульптура, венчающая ворота: символические фигуры, а также фигуры львов, всадников. Ворота увенчаны символическим изображением «трех сокровищ» (триратна): лотос (Будда) увенчивает колесо (дхарма, буддийское учение), опирающееся на четырехступенчатую пирамиду (буддийская община). По бокам Колеса Будды стоят Стражи стран света в виде мужских фигур с опахалами на плече и буддийские символы на лотосе. Здесь же фигурки якщей — низших божеств, олицетворяющих силы природы, — и крылатых львов. Все они завершают убранство ворот как декоративного целого.

Квадратная нижняя часть ворот представляет собой колонны, обильно покрытые резьбой, - сюжеты из джатак, фигуры воинов и элементы современной светской архитектуры.
Третья — более крупные рельефы, хорошо видные с земли, расположенные на столбах и в местах пересечения столбов и архитравов, а также миниатюрные рельефы, сплошной массой покрывающие балки архитравов. Эти многочисленные изображения повествуют о прежних воплощений Будды в виде змеи, птицы, животного и человека, постоянно жертвующих собой для других, представляют сцены почитания буддийских святынь — ступ, дерева Бодхи, колеса дхармы и являют картину буддийского мира — людей, животных и растений, радостно приветствующих явление Будды. Этот мир населен также персонажами добуддийских верований — якшами, превращенными в ревностных почитателей буддизма. Сам Будда изображен в человеческом облике только в джатаках. Сюда относятся фигуры львов, восседающих на волютах, и всадники, помещенные в тесных пространствах между вертикальными перемычками, соединяющими горизонтальные балки. На столбах вверху в более высоком рельефе изображены фантастические животные: слева — пара крылатых лошадей, а справа — крылатая антилопа.

В сюжетах ворот Санчи тесно переплетаются буддийское вероучение и древнеиндийские народные мифологические сказания. Тораны святилища в Санчи составляют целый своеобразный сборник религиозно-символических, исторических и бытовых сцен и образов, народных преданий и легенд о Будде. Тораны в Санчи можно назвать буддийскими лишь формально, поскольку они связаны с объектом буддийского культа, ступой, а сюжеты рельефов описывают события из жизни Будды. Но встречаются изображения низших божеств и добуддийского происхождения, широко распространенных в древнейших народных верованиях.

Заброшенные на протяжении столетий, памятники Санчи были вновь открыты и описаны англичанами в 1818 г. Сто лет спустя здесь открылся музей, а в 1989 г. местные достопримечательности были занесены в Список всемирного наследия ЮНЕСКО.




Добавить комментарий >>
Ваше имя:
           
Комментарий:
6+8=
*
Введите сумму двух чисел.