Вход для пользователей
E-mail: 
Пароль:   
 запомнить меня
регистрация   забыли пароль?
  Главная   Страны   Новости   Статьи   Фото галереи
>> все страны >> Великобритания >> Лондон

Галерея Тейт и Тейт-Модерн - Великобритания , Лондон


Галерея Тейт и Тейт-Модерн



Размещённая в здании бывшей гидроэлектростанции, популярная лондонская галерея Тейт-Модерн содержит коллекции 20 века и современного искусства со всего мира. В выставочных залах можно увидеть произведения Пикассо, Матисса, Сезанна, Поллока, Ротко, Уорхола и многих других, причём картины сгруппированы скорее тематически, чем хронологически или по принадлежности кисти какого-то одного художника. Само здание с двумя верхними этажами, покрытыми стеклом и ярко освещённое ночью является примечательным и волнующим зрелищем, особенно, если смотреть на него с противоположного берега Темзы.
Лондонская галерея Тейт — одно из наиболее интересных мировых собраний живописи и графики, включающее не только богатейшую коллекцию памятников английского искусства XVI —XX вв., но и коллекции произведений западноевропейского искусства конца XIX —XX вв., по преимуществу, французского.

Сравнительно недавно было образовано новое «отделение» галереи, так называемая галерея Тейт-Модерн; со дня ее открытия галерею стали подразделять на «новую» — Тейт-Модерн — и «старую» — собственно галерею Тейт. Здание «старой» галереи Тейт было построено в 1897 г. на средства крупного сахарозаводчика, сэра Генри Тейта. Этому влиятельному промышленнику принадлежала большая коллекция картин английских мастеров, которая и легла в основу собрания галереи Тейт. В 1910 г. к зданию, вмещавшему основные залы галереи Тейт, было пристроено новое крыло, помещения которого предназначались для экспозиции произведений У. Тернера.
Уже в год своего возведения галерея открылась для посещения публики, причем Тейту была оказана немалая честь — церемонию открытия провел сын королевы Виктории принц Уэльский. В последующие 100 лет собрания галереи пополнялись в основном произведениями современных художников, причем не только английских, и до последнего времени галерея Тейт представляла собой весьма своеобразное сочетание классической галереи и музея современного искусства: левое ее крыло было посвящено английскому искусству, а правое — мировому искусству XX века. Среди шедевров этой лондонской галереи можно назвать полотна Уильяма Хогарта. В работах этого художника чувствуется уверенное мастерство и тонкая интуиция, сочетающиеся со своеобразным мировоззрением. Так, в картине «Свадебный танец» цвета создают праздничную атмосферу интерьера, причудливую игру холодного света луны, льющегося через раскрытое окно, и теплого, мягкого света канделябров, и в то же время виртуозная кисть художника намечает силуэты танцующих, столь выразительные, что они кажутся гротескными.

Галерея Тейт и Тейт-Модерн


Галерея Тейт и Тейт-МодернОбразы жанровых картин Хогарта отличаются мрачными, порой даже зловещими интонациями. В этих полотнах, как нигде, видно противоречие между красотой живописи и отталкивающим уродством изображенных человеческих поступков. Особенно хорошо это показано в серии картин «Выборы в парламент», ставшей политической сатирой на выборы в Оксфорде. Мягкость цветового решения, плавные переходы тона, пластика и точное воспроизведение фактуры каждого предмета, великолепная прорисовка деталей резко контрастируют с образами людей, которые предстают на полотнах беззастенчивыми обманщиками, ворами, глупцами и обжорами.

Галерея Тейт и Тейт-Модерн


При создании портретов Хогарт, как правило, отступал от традиции, возникшей в английской портретной живописи со времен Ван Дейка: он никогда не прибегал к помощи учеников. Портреты кисти Хогарта изображают, как правило, его близких друзей и людей из его окружения. Лица людей на этих полотнах полны не только простого сходства, но и схвачены как бы в момент живой беседы, раскрывающей характер человека. Таков портрет Элизабет Солтер, датированный 1741 г.
Но особенно удавались Хогарту образы детей. Эти картины отмечены редкой выразительностью, симпатией к ребенку, пониманием психологии и поведения детей, но при этом лишены сентиментальности. Дети на портретах Хогарта часто подражают манерам взрослых, бывая нередко беспечными и жестокими. Одним из наиболее удачных детских портретов этого мастера считается «Портрет детей Грэхем», на котором художнику удалось показать не только возраст, но и различия в манере поведения, определяющие характер и личность каждого ребенка.
Галерее Тейт принадлежит также несколько полотен Данте Габриеля Россетти, среди которых — две первых: «Девичество Марии» и «Ессе Ancilla Domini» — вариация на новозаветную тему Благовещения Девы Марии. Так же как и первая работа, эта картина насыщена символическими чертами. Цветовое ее решение построено на сочетании холодных тонов, светлых и белых оттенков с небольшими пятнами других, впрочем, также светлых, цветов. Помимо этих двух полотен в экспозиции галереи Тейт присутствует и несколько картин Россетти на темы, заимствованные из средневековой литературы: «Брак св. Георгия и принцессы Сабры» и «Напев Семи Башен», — а также две поздних работы маслом: «Прозерпина» и посмертный портрет его супруги и вдохновительницы Элизабет Сиддаль — «Беата Беатрикс». Темные, густые тона образуют плотный туман, окутывающий фигуру еще молодой, но уже утомленной женщины. Лицо ее обращено вверх, молитвенно сложенные руки упали на стол, и, хотя вся она вытянулась навстречу отблеску озаряющего ее света, чувствуется, что «тень пала на ее чело».
С течением времени коллекции галереи достигли таких масштабов, что постоянная экспозиция могла вместить только четверть произведений, хранившихся в запасниках музея. Естественно, встал вопрос о расширении галереи.

Вопрос был поставлен несколько необычно: строить ли новое здание или же использовать для размещения галереи какое-то из уже не функционирующих промышленных сооружений? Николас Сирота, бывший в то время директором галереи Тейт, избрал последний вариант и объявил международный конкурс на реконструкцию огромного здания старой лондонской гидроэлектростанции на берегу Темзы. Швейцарские архитекторы Жан Херцог и Пьер де Мьюрон, выигравшие этот конкурс, разделили все внутреннее пространство старой электростанции на две части: справа на семи уровнях располагаются выставочные залы и подсобные помещения, тогда как левая часть — помещения, в которых когда-то находились турбины — была оставлена открытой; войдя в левое крыло новой галереи, зритель оказывается в помещении, похожем на современный собор высотой в 12 этажей. Особенно удачным было решение архитекторов сохранить некоторые фрагменты прежнего оформления — отдельные части промышленной архитектуры здания создают атмосферу, на редкость органично сочетающуюся с экспозицией искусства XX в.
11 мая этого года новая галерея, названная Тейт-Модерн, была торжественно открыта королевой Елизаветой Второй. В эту галерею, получившую статус музея современного искусства, были перенесены все работы художников так называемого «нового времени» — от импрессионистов до знаменитостей наших дней, тогда как «старая» галерея Тейт снова превратилась в музей английского искусства, каким она первоначально виделась ее основателю.
Постоянная экспозиция галереи Тейт-Модерн располагается в 85-ти залах разных размеров на разных уровнях-этажах. Принцип, положенный в основу размещения экспонатов — не традиционный для музеев историко-хронологический, а тематический: каждый зал здесь посвящен определенному сюжету или теме. Так, один за другим следуют залы «Обнаженное тело», «Натура и действие», «Пейзаж», «Предмет и пространство», «Автоматизм». В одном и том же помещении неминуемо соседствуют произведения самых разных стилей, времен и направлений: Клод Моне составляет пару Чарлзу Лонгу, картины Матисса — замысловатым пространственным конструкциям 80-х гг., дополняют друг друга Пикассо и Боннар.
«Тематический» принцип размещения имеет как свои преимущества, так и свои недостатки. С одной стороны, творчество крупнейших мастеров живописи и скульптуры, распыленное по нескольким залам, отчасти лишается отпечатка индивидуальности художника, а зритель теряет возможность составить сколько-нибудь цельное представление о стилистике отдельных художественных течений, чередование которых, собственно, и составляет историю искусства XX в. Однако с другой стороны очевидно, что сопоставление разных по стилям и направлением работ на одну тему вызывает у зрителей целый ряд новых, неожиданных мыслей и ассоциаций.
Такое построение экспозиции, впрочем, отчасти обусловлено тем, что в богатейшем собрании галереи Тейт существуют лакуны; в частности, русский авангард 10 —20-х гг. представлен здесь явно недостаточно. Дело в том, что до 40-х гг. XX в. директора музея выбирались исключительно из маститых академиков с консервативными вкусами, отчего многие пласты современной художественной культуры просто не попадали в их поле зрения. При таких исходных условиях вряд ли возможно было показать последовательное развитие современного искусства в целом.

Одна из последних выставок, размещенных в галерее — «Город столетия: искусство и культура в современном мегаполисе». В ее экспозиции показаны 9 крупнейших городов мира, культурный расцвет которых пришелся на завершившееся XX столетие: Лондон, Вена, Москва, Токио, Нью-Йорк, Париж, Лагос, Рио-де-Жанейро и Бомбей. По отзывам прессы, эта выставка стала первой серьезной попыткой представить зрителям богатство и многообразие современной мировой культуры. Разумеется, выставки посвященные искусству Парижа, Москвы или Вены, устраивались и раньше, но теперь организаторы выставки попытались объединить различные культуры мира.
На выставке представлены картины, скульптуры и даже фотографии в самых неожиданных сочетаниях. Некоторые города представлены характерными временными отрезками, перекрестками, где исторически сходились — в гармонии или противостоянии — всевозможные течения и стили. Посетителей с консервативными предпочтениями эта экспозиция может даже смутить: в ней показаны Советская Москва, Вена Зигмунда Фрейда, Париж Пикассо. В зале Парижа центром экспозиции стал портрет мексиканского художника Диего Риверы кисти Модильяни, в зале Токио представлены 70-е гг., время социальной борьбы феминисток и музыки Йоко Оно в сочетании с картинами Пикассо. В зале Бомбея экспонируется скульптура индийца Вивана Сандарама «Мемориал» — символ религиозных противостояний в Индии конца XX в. Для этой скульптуры художник взял газетную фотографию убитого человека и положил ее на железный гроб. Сравнительно консервативной можно назвать только экспозицию, посвященную Лондону; она создана художником Дамианом Херстом и знаменитым дизайнером Александром Маккуином. Прямо из окон зала открывается вид на город: воды Темзы, мосты над ней, собор Святого Павла.
Постоянная экспозиционная площадь нового музея располагается только на двух из семи ее этажей — 3-м и 5-м; четвертый этаж предназначен целиком для временных выставок, а все остальное пространство отведено подсобным помещениям: хранилищам, научным центрам, лекционным помещениям и кинозалам. Здесь располагается самый большой книжный магазин из таковых, находящихся в музеях Европы, и, наконец, на седьмом этаже размещены кафе и смотровая галерея, откуда открывается великолепный вид на собор Св. Павла на противоположном берегу Темзы.
Конечно, такая планировка кажется несколько неоправданной, однако даже сейчас галерея Тейт-Модерн занимает одно из первых мест среди крупнейших музеев современного искусства. Кроме того, эта расточительность рассчитана на будущее. Коллекции галереи, несомненно, будут пополняться, и нынешняя свобода пространства оставляет галерее возможность значительного расширения выставочной площади.




Добавить комментарий >>
Ваше имя:
           
Комментарий:
4+2=
*
Введите сумму двух чисел.