Римский театр Мериды располагается в зоне археологических раскопок центре города в 500 метрах южнее церкви святой Евлалии и в 500 метрах восточнее кафедрального собора Мериды. Этот театр был построен во времена консульства Марка Випсания Агриппа (63 г. до н.э. – 12 г. до н.э.) в римском городе Эмерита Аугуста (нынешняя Мерида). Театр находился на окраине города, около крепостных стен, при этом часть амфитеатра располагалась на склоне холма святого Альбина.
Согласно надписи, высеченной на стене театра, он был построен в 15-16 годах до н. э.
В христианскую эпоху театр пришел в запустение и постепенно покрылся землёй. На поверхности осталась лишь верхняя часть трибун амфитеатра. Народная молва прозвала её «Семь кресел» (Las siete sillas), на которых, по преданию, сидели мавританские правители, когда решали судьбу города. До конца 19 века на поверхности оставались лишь эти «Семь кресел». Работы по раскопке театра начались в 1910 году под руководством археолога Хосе Рамона Мелида.
Реконструкция театра началась лишь во второй половине 20 века, когда под руководством архитектора и археолога Хосе Менендеса Пидаля и Албареса была заново построена передняя часть сцены.
Многочисленные исследования последних лет показали, что нынешнее реконструированное здание существенно отличается от первоначальной постройки. В 1993 году ЮНЕСКО объявило театр объектом всемирного культурного наследия. С 2007 года Римский театр в Мериде был назван одним из Двенадцати чудес Испании (12 Tesoros de España). Театр является самым посещаемым местом в городе, и с 1933 года здесь проходит фестиваль Классического театра Мериды.
Театр был построен согласно правилам, почерпнутым из трактатов Витрувия, и имеет некоторое сходство с театрами в Дугге (Тунис), в Оранже (Франция) и Помпее (Италия). Здание отвечает канонам типичной римской архитектуры, которые установились ранее в процессе строительства Помпеи и Рима. Его полукруглый амфитеатр разделен на три зоны, имеет диаметр порядка 86 метров и в свое время вмещал около 6 тысяч зрителей. Нижняя часть амфитеатра, в которой сидели привилегированные горожане, держится на земле безо всяких искусственных подпорок, что типично для греческих театров, а также для римских театров, находящихся на территории Испании. Эта часть амфитеатра разделена на пять секторов, которые отделены лестницами друг от друга и коридором – от остальной части зрительного зала, поддерживаемого сложной системой арок и куполов.
Самым привилегированным местом была орхестра, полукруглая площадка, уложенная белым и голубым мрамором. Здесь в три ряда, также отделанных мрамором, располагались переставные места для сенаторов и высшей знати. Орхестра отделялась от амфитеатра мраморной балюстрадой, от которой до наших дней сохранился лишь фрагмент.
Сцена театра имеет ширину 7,5 метров, длину 63 метра и высоту 17,5 метров. Она образована двумя рядами коринфских колонн с мраморными карнизами и основаниями и между колоннами украшена скульптурами. Неизвестно, как выглядел первоначальный вариант передней части сцены, а тот, который дошёл до наших дней, предположительно был построен во времена Траяна.