Кафедральный собор святой Марии и святого Юлиана в Куэнке – это главный городской собор, в котором находится епархия Куэнки, принадлежащая архиепископству Толедо. 21 сентября 1177 года Альфонсо VIII Кастильский завоевал Куэнку и сделал её епископским центром Кастилии. Монарх решил немедленно возвести христианский собор. Архитектор собора остаётся неизвестен, а идейным вдохновителем строительства стала супруга Альфонсо, Элеонора Английская, дочь Генриха II Плантагенета и Элеоноры Аквитанской, графиня Аквитании.
Элеонора прибыла в Куэнку с нормандскими кабальерос (рыцарство средневековой Испании, в ранний период Реконкисты кабальерос назывались конные воины, которые за свой счёт приобретали коня и оружие для участия в войнах), которые оказали влияние на стилистику собора. Несмотря на то, что в 12 веке ведущим стилем в архитектуре был романский, под влиянием королевского двора кафедральный собор был построен в стиле нормандской готики. Работы начались в 1196 году и окончательно завершились в 1257 году. Тем не менее, как и большинство религиозных построек, с течением времени собор претерпел ряд изменений, поэтому сегодня он выглядит совсем иначе, чем первоначально.
В 15 веке по подобию Толедского собора была перестроена верхняя часть собора и построен двойной деамбулаторий. В 16 веке был практически полностью перестроен весь экстерьер собора. В 16 и 17 веках проводились работы на фасаде собора, были построены несколько капелл и клуатр. В 18 веке был построен новый главный алтарь, были частично перестроены апсиды, колонны, а также изменено внутренне убранство собора.
В 1902 году покосилась башня Хиральда, что привело к многочисленным разрушениям фасада и части средокрестия. Висенте Ламперес начал перестраивать фасад собора в неоготическом стиле по образцу кафедрального собора Реймса. Тем не менее, из-за разногласий архитекторов по поводу опасностей введения новых элементов, не присутствовавших в первоначальной конструкции, две боковые башни так и не были закончены. На сегодняшний день собор всё ещё остаётся недостроенным, так как пока не существует безопасного плана его дальнейшего строительства.
Над средокрестием собора возвышается Башня Анхель, построенная в виде фонаря для освещения собора. Внешне она имеет квадратную форму, хотя изнутри квадрат лежит лишь в нижней части башни, а её верхняя - представляет собой восьмиугольник. Его обрамляет высокая пирамидальная крыша. Из-за пожаров в соборе башню несколько раз частично перестраивали, пока она не обрела тот облик, который и дошёл до наших дней.
Собор имеет фундамент в форме латинского креста и три нефа с широким куполом, завершающимся многоугольной апсидой с семью гранями, с каждой стороны которого находится неф для входа в деамбулаторий (1448г.). Над средокрестием возвышается центральный свод собора. Центральный неф отделён от боковых большими стрельчатыми сводами, которые поддерживаются колоннами различной толщины.
Соборный трифорий является единственным в своём роде во всей Испании. Помимо декоративной функции, он также служит для противодействия давлению сводов. По сути, трифорий представляет собой неф, который идёт вдоль боковых нефов и связан с центральным с помощью галереи. Над ней обычно строятся высокие окна, через которые в здание попадает свет. Но трифорий собора Куэнки – фальшивый, так как его неф представляет собой узкий проход, а в его галерее располагаются высокие окна, которые сделаны для перераспределения давления сводов на внешние аркбутаны.
Что касается внутреннего убранства собора, в 18 веке мэр города обратился к архитектору Вентуре Родригесу, чтобы тот построил «Транспаренте» (окно с цветными витражами в заалтарной части – дословно «прозрачный»), который бы составил достойную конкуренцию витражному окну, построенному Нарциссом Томе в кафедральном соборе Толедо. Родригес поместил окно в готическом амбулатории таким образом, что оно сияло, благодаря заднему непрямому освещению, что создавало удивительные визуальные эффекты.