Кафедральный собор Санта Крус находится на Кафедральной площади и виден практически из любой точки Кадиса. Он расположен в минуте ходьбы от церкви Санта Крус (их разделяет Старый Епископский Дворец и Пасильо дел Обиспо, или Епископский проспект) и является епархиальным центром Кадиса и Сеуты (небольшой полуанклав на северном побережье Марокко напротив Гибралтара, владение Испании с 1580). Собор также называют «Санта Крус на море» или «Санта Крус на воде», а жители Кадиса прозвали его «Новым собором» в противовес «Старому собору» (церковь Санта Крус).
Строительство кафедрального собора Санта Крус по проекту Висенте Асеро началось в 1722 году. Затем над его строительством поочерёдно работало ещё шесть архитекторов, последний из которых (Хуан Даура) завершил строительство собора 28 ноября 1838 года. После завершения работ в 1838 году он был освящён епископом Доминго де Силос.
Из-за того, что строительство собора происходило с задержкой, многие его части были подвержены разрушению. Практически в течение века собор не имел кровли из-за отсутствия средств, а затем в течение 18 лет был закрыт из-за угрозы обвала. Кроме того, расположение собора в прибрежной зоне вызвало эрозию камня.
Парадный вход представляет собой сочетание вогнутых и выпуклых форм, что является характерной чертой барокко. По обе стороны от парадного входа возвышаются башни, которые наверху сделаны по подобию астрономической обсерватории. Колокольни такой высоты являются исключением в архитектуре Кадиса, так как династия Бурбонов запрещала строить высокие сооружения из-за их уязвимости для противника.
Трехнефный собор Санта Крус построен в форме латинского креста. В главном алтаре находится небольшой храм (template) в стиле неоклассицизма, посвящённый Непорочному зачатию. По всему периметру собора расположены капеллы (в которых во время строительства размещались строительные мастерские), в том числе покровителей Кадиса, святых Серванда и Германа. В одной из капелл находится золотая дарохранительница работы мастера Энрике де Арфе, где лежат Святые Дары, выносящиеся во время праздника Тела Христова (Corpus Christi). Также стоит отметить мраморные фигуры апостолов Петра и Павла, которые находятся рядом с входом в собор. Над главным входом помещены статуи святых покровителей Кадиса, Серванда и Германа.
В соборе несколько куполов, среди которых выделяются два: главный купол с барабаном на парусах, снаружи покрытый позолоченными асулехо (изразцами), которые днём отражают лучи солнца. Рядом с главным куполом, над главным алтарём, находится купол более скромных размеров. Ещё один купол располагается над залом, где хранятся реликвии и святые мощи.
Под главным алтарём находится крипта, в которой захоронены выдающиеся личности Кадиса (Мануэль де Фалья и поэт Хосе Мария Пеман). Интересным элементом собора являются его хоры, располагающиеся в центре, перед главным алтарём. Настоящими произведениями искусства являются скамьи на хорах и два соборных органа. Кадисский Кафедральный собор владеет обширным архивом старинной Музыкальной Капеллы, в коллекции которого произведения таких композиторов, как Падилья, Гарсия Фахер и Дельгадо. В настоящий момент планируется представить публике эти произведения, большинство из которых игрались лишь однажды, в день премьеры.