Крупнейшая мужская православная обитель Казанской и Татарстанской епархии – Раифский Богородицкий монастырь, располагается чуть менее 30 километров от Казани, рядом с городом Зеленодольском. Раифский Богородицкий монастырь один из первых православных монастырей, возведенных на территории Татарстана после успешной осады Казани царем Иваном IV Грозным.
Основу архитектурного ансамбля Богородицкого монастыря в Раифе составляют несколько храмов и надвратная колокольня. Среди наиболее значимых церквей монастыря – храм во имя Преподобных отцев в Синае и Раифе избиенных (1708 г.), самая маленькая Софийская церковь (1739-1827 гг., вместимость – 7 человек), собор Грузинской иконы Богоматери (1835-1842 гг., архитектор – М.Коринфский, стиль – классицизм), Собор во имя Живоначальной Троицы (1904-1910 гг., архитектор – Ф.Малиновский, неорусский стиль). Внешний облик Раифского монастыря во многом определяют Святые врата и самая высокая постройка подворья – надвратная колокольня высотой около 60 метров.
Своим основанием Раифский монастырь обязан отшельнику Филарету, который, похоронив родителей, отправился в странствование по волжским городам. Прибыв в 1613 году в Казань, Филарет поселился сначала в Спасо-Преображенском монастыре. Затем в поисках уединения он стал удаляться в близлежащие окрестности и однажды забрел в тихое и живописное место на берегу Раифского озера. Там он построил скромную келью и стал жить в одиночестве, посвящая свое время молитвам. Сперва хижина отшельника находилась в полном уединении. Только местные жители здешних лесов – черемисы (современные марийцы) – посещали эти места в определенные дни для совершения своих языческих ритуалов, т.к. с древних времен считали окрестные леса святыми. Вскоре сами черемисы разнесли по близлежащим окрестностям слухи о живущем у озера в хижине святом человеке-отшельнике. Постепенно к келье Филарета потянулись православные странники и паломники. Это послужило поводом для постройки молельного дома – по указанию Филарета была срублена деревянная часовня. Умер отшельник Филарет в 1659 году.
Пару лет спустя после смерти Филарета в возведенную им молельню был привезен список Грузинской иконы Божией матери, сделанный с подлинника из Красногорского монастыря. С тех пор и до нашего времени эта икона является главной святыней обители. В том же году последователи Филарета обратились к митрополиту Казанскому и Свияжскому Лаврентию с прошением дать благословление на основание нового монастыря. Митрополит не только благословил, но и сам принял активное участие в обустройстве пустыни. Он сам приехал в эти места, выдал старцам грамоту на строительство церквей, а затем отправил к старцам иеромонаха Савватия.
С 1662 года начались работы по строительству монастыря. Свое наименование пустынь получила от местечка на берегу Красного моря, где в далеком IV веке язычники убили христианских иноков («в честь святых отцёв, в Раифе и Синае избиенных»). К тому же находилась обитель в местах, долгое время населенных язычниками. Так и появилось название – Раифский Богородицкий монастырь.
Пожар в 1689 году уничтожил все деревянное подворье монастыря. С 1690 по 1717 годы велись работы по возведению нового каменного Богородицкого монастыря. Каменные башни и зубчатые стены, образующие монастырский кремль периметром более 500 метров, сохранились до настоящего времени. Благоустройство и строительство обители велось интенсивными темпами и к середине XVIII века подворье Раифского монастыря насчитывало 17 церквей. В канун Октябрьской революции монашеская братия обители насчитывала порядка 80 человек.
Сразу после революции Раифский Богородицкий монастырь был закрыт, хотя какое-то время в его церквях и продолжали проводиться богослужения. Однако, в начале 30-х годов по ложному обвинению были арестованы, а затем и расстреляны, последние иеромонахи и послушники, в последствии канонизированные Русской Православной Церковью в 2000 году как новомученики Раифские. Затем на территории обители находился лагерь для политзаключенных, позднее – колония для трудных подростков.
В 1991 году состоялось официальное возрождение Раифского Богородицкого монастыря, когда по решению административных властей обитель была возвращена Православной Церкви. В том же году в монастырь была возвращена из Казани главная святыня – список Грузинской иконы Божией Матери, и прошло первое богослужение в Грузинском соборе. Интересно, что всестороннюю помощь в обустройстве обители православным монахам оказали местные мусульмане. В течение 90-х годов были отреставрированы все постройки монастырского подворья и восстановлен полноценный быт иноков. При Раифском Богородицком монастыре организован известный певческий квартет «Притча», печатается газета «Раифский вестник» и детское приложение «Светлячок», открыт приют для детей-сирот. Численность монастыря достигает 60 монахов и послушников.
Своеобразной достопримечательностью обители являются безмолвные лягушки, не квакающие вблизи монастырских стен. По преданию очень давно братия Богородицкой пустыни молила Бога об избавлении от кваканья лягушек, мешающего им читать молитвы и петь псалмы. И свершилось чудо – лягушки перестали квакать. И продолжают молчать до настоящего времени, несмотря на то, что около озера они обитают в изобилии. Многие люди, даже ученые, пробовали развеять этот миф. Сюда привозили даже французских жаб, но и они обретали молчание. Местных лягушек, наоборот, пытались увозить для обследования и по мере удаления от обители примерно на километр они начинали громко раскатисто квакать и прыгать в возбуждении. Молчание лягушек — настоящее чудо Раифского озера.
В настоящее время подворье Раифского Богородицкого монастыря – великолепный архитектурный ансамбль. Особенную роскошь ему придает уникальная окружающая природа – Раифское озеро и неповторимый сосновый бор, с 1960 года получивший статус заповедника. Территорию обители украшают многочисленные цветники, выращиваемые здесь, и скульптуры одного из послушников – скульптора В.Н.Савельева. Современный Раифский Богородицкий собор по праву можно отнести к одному из духовных православных центров, подтверждением чему являются несколько десятков тысяч паломников, ежегодно приезжающих в эти края.