Согласно легенде, которая сохранилась до наших дней, храм древней славянской богини Живы, когда-то стоял на месте сегодняшней церкви в стиле Барокко. Священник Старослав и его дочь Богомила охраняли этот храм, когда Чртомир прибыл в остров. Храм был разрушен за время сражений между язычниками и христианами, которые и построили на его месте новую церковь. Богомила осталась в новой церкви со своим отцом, в то время как Чртомир, после его крещения около водопада Савица, уехал в Аквилею и стал миссионером Аквилейского патриархата среди Словенцев. На острове Блед археологи обнаружили следы доисторических (11-8 столетия до н.э) и славянских (9-10 столетия) поселений. 124 могилы со скелетами 9-11-го столетия были найдены здесь археологами. В раннем Средневековье в этих местах господствовало дохристианское, вероятно, старословянское вероисповедание.. Фундамент предроманской церкви, которая была построена во время процесса Христианизации, также датирован приблизительно этим же периодом – это, пожалуй, единственный обнаруженный пример культового построения тех времен на Словенской территории.
Согласно письменным источникам, первая каменная церковь на острове, романская базилика с тремя нефами, была освящена патриархом Пеллегрино Аквилеанским в 1142 году. В 15-ом столетии, церковь была обновлена в готическом стиле: были построены новая пресвитерия, отдельная колокольня и главный алтарь. Отреставрированная церковь с одним нефом была освящена в 1465 году первым епископом Любляны, графом Жига Ламбергом. В 1509 году церковь была настолько сильно была повреждена землетрясением, что потребовалась полная ее реконструкция, которая и была выполнена в стиле Барокко. Только фрески в пресвитерии и деревянная статуя Девы Марии, которая и украсила главный алтарь, сохранились от предыдущей готической церкви.
Колокольня, построенная в 15-м столетии, несколько раз реставрировалась, будучи поврежденной двумя землетрясениями и пораженной молнией в 1688 году. Существующая башня 54 м высотой и имеет три колокола, которые были сделаны Самассой и Франчи, изготовителями колоколов из Любляны. Как и церковь Успения, другие здания, оградительные стены и монументальная лестница сохранили свой настоящий облик с 17-го столетия Особый интерес представляет "колокол желаний" 1534 года, находящийся на верхней балке крыши над церковным нефом, сделанный Ф.Патавиной из Падовы. Мессы для групп паломников могут быть устроены священником Бледа.