Первое упоминание о монастыре Св. Георгия относится к 530 г. Долгое время монастырь Св. Георгия находился внутри форта, что подтверждают фотографии конца 19 в. В 1904 г. произошел сильный пожар, и церковь была разрушена. Спустя 5 лет церковь приняла свой нынешний вид. Тогда же, в 1909 г., построили новый монастырь. Как и в бастионах форта, каменная кладка здания чередуется с кирпичной. Однако в 1950-е гг., когда большинство греков покинуло Египет, монастырь прекратил свое существование.
Греческий монастырь на территории форта Траяна появился, по-видимому, только в XIV в. и был женским. Русский путешественник Василий Позняков, посетивший Египет в 1558 г., так описывал его: «А в старом Египте (т.е. в Каире) большая церковь святого страстотерпца Георгия, монастырь девич; а в церкви, на левой стороне, на стене, написан образ Георгия страстотерпца, за решеткою медяною. Много же чудес и исцеления бывают от того образа». Василий Григорович-Барский, побывавший в Каире в 1728 г., писал, что в монастыре «убогие инокини, немощные старицы и бедные сироты обитают, и пишу имут от милостыни христиан».
С первой площадки лестницы, ведущей в церковь, можно пройти по правой стороне к маленькой часовне. Это своего рода муки Св. Георгия. Там находится железный ошейник на цепи, на котором Георгия держали перед казнью. Считается, что человек, примеривший ошейник, не только приобщается к Подвигу святого, но и излечивается от недугов. Рядом столб, к которому был прикован св. Георгий, и страшные орудия, которыми его пытали.
На стене второй площадки лестницы установлен белый скульптурный барельеф св. Георгия (скул. В.О. Фредман-Клюзель).
Здание церкви построено в византийском стиле, с шестью колоннами. В середине восьмигранное отверстие, закрытое стеклянной крышкой. Это ниломер, сохранившийся с тех пор, когда воды Нила плескались под стенами форта. С его помощью определяли высоту ежегодного паводка, от которого зависел урожай, а следовательно, и величина налогов.
Под церковью, на первом этаже бастиона, есть часовни и мавзолей греческих патриархов. Вход туда обычно закрыт.
Церковь находится справа от входа в комплекс бывшего монастыря. Напротив входа здание, где ныне размещается резиденция епископа Вавилона. Территория слева отгорожена забором. В расположенном там одноэтажном здании в 2000 г. открыт музей православной Александрийской патриархии, в котором собрана отличная коллекция икон и церковной утвари. Чтобы осмотреть музей, нужно получить согласие епископа.
Далее, за музеем, начинается обширное кладбище. В его центре церковь Успения Пресвятой Богородицы. Ее используют только для отпевания. История церкви неясна. По-видимому, она построена или, по крайней мере, приобрела свой нынешний вид только на рубеже 20 в.
За алтарной частью церкви, с левой стороны, к ней пристроена часовня (1941). Там есть колодец и грот. Греки утверждают, что в этом гроте останавливалось Святое семейство. Табличка на русском языке гласит: «На этом месте в древние времена была скромная обитель, в которой младенец Иисус Христос жил со своей матерью, спасаясь от Ирода». Надпись выполнена дореволюционной графикой. Сделали ее наши соотечественники-белоэмигранты. Более 200 из них похоронено на кладбище. Большинство «по бедности» в общем склепе, над которым возведена часовня в древнерусском стиле.
На территории форта Траяна два места, где, по преданию, останавливалось Святое семейство: одно, широко известное и популярное, - в коптской церкови Абу Серга, другое, о котором знают лишь единицы, - в часовне, на греческом кладбище. Последнее, вероятно, было обустроено лишь в середине 20 в. для нужд православных христиан.