Большинство населения Египта исповедует ислам. Он распространился в стране после арабского завоевания в 7 веке. Центр арабо-мусульманского мира в Египте на протяжении более тысячелетия — Каир. Здесь находятся и все наиболее выдающиеся памятники египетской мусульманской архитектуры
Мечеть Амра (641 г.)
Мечеть представляла собой небольшую постройку из необожжённого кирпича.Кровля, поддерживаемая пальмовыми стволами, была покрыта пальмовыми листьями, циновками и обмазана глиной, пол был усыпан галькой. Здесь, также как и в первой мечети в Медине, не только молились, но и устраивали военные советы, отправляли правосудие, а ночью мечеть становилась приютом для путников.
Мечеть Ибн Тулуна (876–879 г.г.)
В 869 аббасидский халиф назначил Ахмеда ибн Тулуна наместником Египта, который 10 лет спустя построил мечеть, названную его именем. Уже с дальних узких улочек, ведущих к мечети, виден её минарет, не похожий ни на один из минаретов Каира. Чем ближе подходишь к мечети, тем всё более могучими кажутся её гладкие стены с зубчатыми завершениями, тем рельефнее выступает фриз из стрельчатых окон и арочек. Строгая, сдержанная красота здания делает его одним из самых замечательных сооружений арабской архитектуры.
Мечеть Аль — Азхар (970–972 г.г.)
В 60-е годы 10 в. в Египте укрепились Фатимиды. Оценив стратегическое положение района, они построили здесь свою столицу, дав ей имя Аль-Кахира («победоносная»). При этом центром города стала не мечеть, а дворец, но сейчас от него не осталось следов. Сохранилась строившаяся одновременно с дворцом мечеть «Аль-Азхар» («блистательная» или «сияющая» — эпитет Фатимы , дочери пророка, в честь которой и названа мечеть), пережившая многочисленные реконструкции, до сих пор является одним из самых почитаемых памятников, хотя в ее облике отразились вкусы практически всех мусульманских правителей Египта. Она была сооружена в 970–972 годах Джаухаром, военачальником властителя Египта аль-Муизза.
Мечеть Аль-Хакима (990-1013 г.г.)
В 990–1013 годах была построена мечеть Аль-Хакима, примыкающая к северной стене города. Три главных мечети Каира — Ибн Тулуна, Аль-Азхар и Аль-Хакима — должны были вмещать всё население города во время пятничной молитвы. Назначение мечети определило размеры её открытого двора (120х113 метров). По своему плану мечеть Аль-Хакима близка мечети Ибн Тулуна. У входа в мечеть Аль-Хакима были воздвигнуты два прекрасных минарета, украшенные резным орнаментом, состоящим из растительного узора и шестиконечных звёзд.
Во время землетрясения 1302 года оба минарета упали и были восстановлены султаном Байбарсом в 1309 году наподобие минаретов его собственной мечети, построенной в 1306 году на соседней улице.
Мечеть Аль-Джуюши (1085 г.)
По традиции, средневековый мусульманский город в плане представлял собой замкнутые кварталы, внутри которых селились выходцы из одного места или люди одной профессии. На ночь кварталы закрывались на замок. В каждом квартале была своя мечеть. Во второй половине 11 в. вокруг городов стали возводить новые стены, расширившие их территории.
Тогда же вне города на скалистом обрыве горы Мукаттам была возведена мечеть аль-Джуюши (1085), вместе с гробницей её основателя, хотя первоначально она была скитом (завийа — пристанище суфия или гробница, у которой проводят свои радения его последователи).
Мечеть Аль-Джуюши — первая Каирская мечеть, сооружённая не из кирпича, а из камня. Материалом для неё послужил известняк, добытый тут же поблизости в горах.
Мечеть Ас-Салих Талаи (1160 г.)
Следующей по времени сооружения является мечеть ас-Салих Талаи, визиря
халифа Аль-Фаиза, построенная в 1160 году за внешней стеной города.
Долгое время эта мечеть лежала в руинах, но после тщательных реставрационных работ, проведённых Департаментом охраны арабских памятников, она приобрела первоначальный вид.
Мечеть султана Бейбарса (1267–1269 г.г.)
Построенная в 1267–1269 годах по обычному плану мечеть султана Бейбарса имеет квадратный открытый двор, обнесённый со всех сторон портиками (170х190 метров). Подобно мечетям Ибн Тулуна и Аль-Хакима, в мечети Бейбарса неизвестный нам архитектор для опор использует столбы, сложенные из кирпича, но с наружной стороны украшенные приставными колоннами.
Входы в мечеть Бейбарса снабжены портальными нишами. Для султана
в мечети впервые была сооружена максура — квадратная ложа напротив михраба, в которой он находился во время пятничного намаза.
Мечеть Султана Калауна (1284–1285 г.г)
Грандиозным по своему размаху стал ансамбль зданий, состоявший из мечети, медресе, мавзолея и большого маристана, построенный султаном Калауном в 1284–1285. Считается, что это здание построено в сирийских традициях. Любопытно, что султан так спешил с постройкой, что, несмотря на то, что на строительстве трудились рабы и пленные, его подручные хватали на улице прохожих и заставляли их работать на стройке. Комплекс был построен на развалинах фатимидского дворца и упирался в медный рынок (Сук ан-Нахассин).
Строитель этого прекрасного ансамбля султан Калаун в юности был куплен эмиром на невольничьем рынке за тысячу динаров и назван ал-Алфи — «тысячный». Затем он был обучен военному искусству, сделал блестящую военную карьеру, захватил власть и стал египетским султаном.
Мечеть Ан-Насира Мухаммада (1295-1304г.г.)
Ан-Насир Мухаммад (1295–1304) построил аналогичный комплекс, он объединил в четырехайванном медресе все 4 богословских школы — мазхаба. Маленький мавзолей (9 ? 9 м) украшен готическим порталом, вывезенным по частям из церкви крестоносцев в Акке. Но в декорировании интерьера господствует резной стук. Михраб представляет собой великолепный образец искусства 13–14 в. Полукупол, конха, заполнен растительным орнаментом. Арку огибает криволинейный бордюр, а сама она опирается на две колонны из зеленого мрамора. Это последний михраб, где используется стук, все более поздние — уже отделаны мрамором.
Мечеть Шамас ад Дина Аксункура «Голубая мечеть» (1347 г.)
Эмир Шамас ад Дин был зятем Ан-Насир Мухаммада а также ловчим при его дворе. Мечеть была построена в 1347 году на улице Баб аль Вазир и стала усыпальницей самого Шамас ад Дина а также одного из сыновей султана Мухаммада. Мечеть получила свое название благодаря голубым изразцам с цветочными узорами искусно украшающими ее стены. Интересен исторический факт — изразцы были привезены из Дамаска только почти через триста лет после строительства мечети в эпоху правления османской империи.
Мечеть султана Хасана (1356–1363 г.г.)
Разработка темы четырехайванного медресе в архитектуре 14 в. привела к созданию мечети султана Хасана.
Наиболее знаменитыми сооружениями мамлюкского периода являются мечеть, мавзолей и медресе султана Хасана, построенные в 1356–1363 годах.
Она расположена на площади Мухаммада Али у подножия Цитадели. Она представляет собой ансамбль, состоящий из медресе, мавзолея с громадным куполом и собственно мечети. Это лучший из сохранившихся памятников архитектуры 14 века. Стены мечети, выполненные из хорошо обработанных каменных глыб, взятых из пирамид Гизы, возвышаются на 40 метров над уровнем улицы.
Восхищение вызывают особые, как бы скрученные в спираль минареты. Легенда гласит, что султан долго не мог остановить свой выбор на каком-либо из представленных ему проектов. Однажды он с досады даже смял один из пергаментов, исказив прямизну линий. Затем он одумался и приказал строить, как было изображено на смятом проекте. Строители не рискнули перечить своенравному владыке… По плану архитектора мечеть должна была иметь четыре минарета. Однако в 1360 году рухнул один из трех минаретов мечети, похоронив под обломками 300 детей, которые занимались в близлежащей школе. Это явилось грозным знаком и было запрещено строить четвертый минарет и восстанавливать упавший. …Через 30 дней после трагедии сам султан Хасан был убит, а тело его осталось в руках убийц. Таким образом, султан не был захоронен в мавзолее, который он возводил для себя«
Мечеть султана Баркука (1384-1386г.г.)
Использование в наружной и внутренней отделке зданий камня различных цветов, характерное для каирской архитектуры 14–15 веков, нашло в мечети Баркука наилучшее воплощение.
Купол мавзолея опоясан надписью и украшен сталактитами. Во внутреннем убранстве архитектор Ибн Тулуни, строитель мечети и мавзолея Баркука, следовал традициям мечети Хасана.
Бронзовые двери мечети, орнамент деревянных панелей, раскрашенные сталактиты — всё напоминает убранство этой мечети.
Мечеть Аль-Муайяда (1415-1420 г.г.)
Для того, чтобы составить представление о каирской архитектуре 15 века, надо отправиться на улицу Аль-Раб. Здесь, рядом с воротами Баб аз-Зувайла стоит одна из красивейших мечетей мамлюкского периода — мечеть Аль-Муайяда.
Дверь мечети, очень красивая, отделанная металлическими пластинками, была перенесена сюда из мечети султана Хасана.
Мечеть Аль-Муайяда является типичным памятником мамлюкской архитектуры 15 века.
Мечеть Кайт-бея (1472-1474г.г.)
Большое строительство велось в Египте при султане Кайт-бее. В различных частях страны сооружались мечети, замки и дворцы султана, но особенно интенсивно застраивался Каир. В нём Кайт-бей воздвиг одно из самых блестящих своих сооружений — мечеть и мавзолей, предназначенный служить вечной усыпальницей владыке и прославлять в веках его имя.
Комплекс Кайт-бея по праву считается одним из лучших памятников мамлюкской архитектуры не только в Каире, но и на всё Арабском Востоке.
Мечеть султана Аль-Гури (1503 г.)
К последнему периоду мамлюкской архитектуры относятся мечеть, медресе и мавзолей султана Аль-Гури, построенные в 1503 году на улице Аль-Муизз на месте соединения её с улицей Аль-Азхар.
У мечети три фасада. Наиболее важен — восточный, выходящий на улицу Аль-Муизз. Этот фасад сложен из камней двух цветов таким образом, что образуются широкие полосы, покрывающие всю поверхность стены.
Верхняя часть стены украшена узором, вырезанным его орнамент столь тонок и нежен, что создаётся ощущение кружева, наброшенного на стену. Подобная изысканность и утончённость была присуща каирским мечетям последних мамлюкских правителей.
Мечеть Синан-паши (1571 г.)
В 1517 году Египет теряет свою самостоятельность и попадает под власть Османской Турции. Турецкие завоеватели принесли в Египет свой стиль архитектуры, отличный от египетской архитектуры предшествующего периода.
Типичный памятник архитектуры периода Оттоманской империи - мечеть Синан-паши, построенная в 1571 году.
Снаружи мечеть окружена открытыми к улице аркадами. Над мечетью вокруг центрального купола — маленькие плоские куполочки.
Белые отштукатуренные стены необычны для каирской архитектуры более раннего периода.
Мечеть Синан-паши, построенная в традициях константинопольской архитектуры в Каире выглядит грубоватой и чужеродной.
Мечеть Мухаммеда Али (1830-1848г.г.)
Алебастровая мечеть Мухаммеда Али, сооружённая в цитадели между 1830 и 1848 годами архитектором Юсуфом-Бохна, — яркий пример каирской архитектуры середины19 века Мечеть Мухаммеда Али — наиболее заметное здание Каира, его видишь одним из первых, когда приближаешься к городу. Мечеть построена по типу константинопольских мечетей и облицована алебастровыми плитами, по которым и получила название «алебастровая мечеть» Внутри мечети , которую венчает купол — диаметром 21 метр и высотой 52 метра находится гробница Мухаммеда Али. Во дворе мечети стоит башня с часами, подаренными французским королем Луи-Филиппом.
Мечеть Ар-Рифаи (1911г.)
Об архитектурном облике мечетей начала ХХ века можно судить по мечети Ар-Рифаи. Строительство её было закончено в 1911 году.
Фасад мечети чрезвычайно красив.
Он облицован мрамором различных цветов и украшен прямоугольными нишами, внутри которых помещены арки, опирающиеся на колонны.
Мечетью ар-Рифаи может быть закончен обзор культовой арабской архитектуры Каира, ибо мечети, выстроенные позднее, сооружены в современном стиле и по своему облику мало, чем отличаются от других общественных зданий города