ак уже говорилось, археологические исследования Нового Пафоса только начинаются. Еще не выяснены ни планировка античного города, ни местоположение его общественных сооружений. На территории Като-Пафоса есть место, где на поверхности земли разбросаны многочисленные обломки гранитных колонн - предполагают, что здесь находился форум римского времени.
Неподалеку от этого района, близ возвышенности, на которой, возможно, находился акрополь Пафоса, открыт театр. Уже отреставрирована половина из 25 рядов амфитеатра, охватывающего полукругом орхестру. Скамьи опирались на сводчатые конструкции и радиально сходившиеся к центру стены, промежутки между которыми были заполнены бутом. Шесть лестниц делят амфитеатр на семь секторов. Открыта сильно разрушенная скена (сцена), близ которой найдено много фрагментов украшавших ее колонн.
Сегодня театр-одеон частично восстановлен. Видимо, он первоначально был сооружен еще в эллинистическую эпоху, затем перестраивался во времена императора Августа, но окончательный вид приобрел в III в. Н. Э. В IV в. Он, как и другие соорркения Пафоса, сильно пострадал от землетрясения. В античные времена над театром имелась крыша, защищавшая зрителей от солнца летом и от дождя зимой.
Когда-то к зданию с запада примыкало святилище бога врачевания Асклепия. Восточнее одеона расположена античная агора (рыночная площадь), на которой еще непочатый край работы для археологов.
Находки из раскопок Пафоса можно увидеть в местном археологическом музее. В экспозиции представлены вазы, керамика, изделия из стекла и бронзовые сосуды до-византийской эпохи, каменные скульптуры, мраморные статуи, письмена и особенно хорошо сохранившаяся древнегреческая могильная колонна (V в. До н.э.). Очень интересен найденный недавно в прибрежных водах мраморный бюстАфродиты.
Уникальна система глиняных «термосов» римского периода, которая, вероятно, была изготовлена по специальному заказу человека, страдавшего ревматизмом, и точно подогнана по размерам частей его тела.
Местный этнографический музей располагается в красивом здании прошлого века. В его экспозиции представлены предметы из частной коллекции профессора Георгиоса Элиадеса (поэтому собрание еще известно как «Музей Элиадеса»), которые он по крупицам собирал на Кипре всю свою жизнь, разъезжая по селам и деревням. В античном скальном склепе устроена домашняя церковь.
Византийский музей находится в бывшей епископской резиденции. В музее выставлены иконы XII-XVIII вв., искусно расшитые ризы и предметы, используемые во время церковной службы.
На юго-восточной окраине города находится деревня Героскипу со своей замечательной пятикупольной византийской церковью св. Параскевы, одной из древнейших на Кипре, и Музеем народного искусства Героскипу.
Свое название деревня получила от древнегреческого «хиерос кипос» («священный сад»). Паломники к святилищу Афродиты делали тут первую остановку после высадки в гавани Пафоса.
Церковь св. Параскевы (мученицы времен римского императора Антония) была сооружена в VIII - IX вв. Ее интерьеры украшают ценные фрески VIII-XV вв. Церковь расписывалась неоднократно: под очень динамичной сценой распятия, относящейся к XV в., реставраторы обнаружили более раннюю роспись с изображением Успения Марии (XII в.). В сцене крещения Христа в Иордане отчетливо распознается испуганно озирающийся речной бог.
Самое старое живописное изображение, открытое под более поздними росписями, представляет собой крест на потолке алтарного помещения, украшенный геометрическими и растительными орнаментами, что было свойственно периоду иконоборчества (728 - 843). Кстати, именно эта находка и заставила сделать предполоясение, что церковь построили не позднее IX в.
В куполе церкви - изображение Пресвятой Богородицы, что необычно для православных храмов, поскольку это место закреплено за Христом Всевластителем.
Любопытно, что ключ от церкви хранится у портного на церковной площади.
Рядом с храмом находится Музей народного искусства. В здании, которому уже 200 лет, посетители могут увидеть не только мебель и украшенные резьбой деревянные лари, старинную одежду и домашнюю утварь, но и ремесленников за работой в их мастерских, познакомиться с давно забытым кустарным способом прядения шелка и хлопка.
На протяжении многих лет деревня Героскипу также славится производством восточных сладостей типа рахат-лукум.
Соседняя деревня Акхелия (примерно в 7 км от Кти-мы) была в XIII в. Резиденцией иоаннитов, а во времена Лузиньянов - центром по переработке сахарного тростника.
Так как Кипр находится на перекрестке трех конпшнентов - Европы, Азии и Африки, все они оставили свой отпечаток на истории, характере и культуре острова. Многие кулинарные рецепты заимствованы у греков, турок, ливанцев. Свой след здесь сумели оставить и британцы. Однако греческое влияние остается наиболее ярким и сильным, что проявляется и в местной кухне. И греческие блюда являются основой любого стола.
Характерно, что в прежние времена почти не было разницы в меню кипрских греков и турок, разнились лишь названия блюд. Исключением были блюда из свинины, запретные для магометан.
Главной кулинарной достопримечательностью острова и чисто кипрским кушаньем, предполагающим не просто какое-то отдельное блюдо, а особый гастрономический ритуал, является мезе.
Если в Греции мезе подается только в качестве закуски к напиткам, то на Кипре это целое меню, так сказать набор фирменных блюд того или иного ресторана. Мезе - эдакое ассорти, состоящее порой из двух десятков блюд - соусов, овощных блюд, мяса или рыбы. И любой из самых привередливых гурманов сможет что-то выбрать на свой вкус.
Что именно относить к мезе - точно не определено. Обычно мезе начинают подавать с пшких закусок, как тахини - сметанообразная паста, приготовленная из кунжутных семян, талаттури - холодный йогурт с мелко нарезанными огурцами и мяпюй, с добавлением чеснока, пирамасалата - рыбная икра, взбитая с петрушкой, лимонным соком и мелко нарезанным луком, образующая розовый кре-мообразный соус. Затем на столе появляется ху-мус - арабская закуска, сочепшющая вкус гороха, кунжутовой пасты, оливкового масла и петрушки, лука-пика - кипрские колбаски с добавлением кориандровых семян. Среди блюд почти обязательно присутствуют шефталя - мясные тефтели, завернутые в мембрану, долмадес - небольшие голубцы в виноградных листьях, лунза - копченая свиная вырезка, маринованная в красном вине с кориандровыми семенами. Нельзя не сказать и о запеченном на гриле сыре халлуми (похож на грузинский сулугу-ни) козьем сыре с нежным запахом мяты, традиционном греческом блюде муссака - запеканке из картофеля, рубленого мяса и баклажанов, афелии - свинине, приготовленной в винном уксусе с большим количеством лука и специями, клефтико - кусочках молодого барашка с лавровым листом и душицей, запеченных в глинобитных печах, и, наконец, о сувла-кии - шашлыке из крупных и сочных кусков мяса. Салат из помидоров, огурцов, маслин и сыра фета также входит в состав мезе.
Рыбное мезе всегда подразумевает наличие в нем нескольких сортов рыбы, а также разнообразных даров моря - и зажаренных осьминогов, и каракатиц, и маленьких котлеток типа «киевских», только из крабов.
Но всего не перечислишь, да и не имеет смысла: едва ли не в каждой таверне предлагают свой набор блюд, входящих в мезе.
Так что, если вы за один раз решили объять необъятное, непременно закажите мезе.