Гобустан - гористый участок на юго-востоке Большого Кавказского хребта, расположенный в 60 км от Баку, является территорией на которой обитал древний человек. «Гобу» по-азербайджански балка. Отсюда и название Гобустана - край балок и оврагов. Когда-то море доходило до подножья этих невысоких гор, но со временем оно отступило, оставив свои характерные отметины.
В горах Гобустана Беюкдаш, Кичикдаш, Джингирдаг, Шонгардаг и Шыхгая сосредоточены свидетельства прошлого азербайджанского народа эпохи каменного века и последующих периодов - наскальные изображения, стоянка человека, надгробные памятники и др. Наиболее значительными из них являются наскальные изображения - петроглифы, высеченные первобытными людьми на стенах пещер, скалах и каменных глыбах. Эти первобытные памятники искусства отображают культуру, хозяйство, мировоззрение, обычаи и традиции древних азербайджанцев.
Наскальные изображения
Сцена сбора урожая
Танец "Яллы"
Наскальные изображения Гобустана относятся к разным эпохам и датируются от 10- 8 тысячелетий до н.э. до средних веков. По охвату столь большого исторического периода они занимают высокое место среди других наскальных коллекций мира. Этапы развития наскальных изображений Гобустана ясно прослеживаются в многообразии тем, стиле, строении, технике исполнения рисунков, а также в том, что они с самых древних времен вплоть до последних веков изображались друг на друге. Темы этих образцов искусства во многом связаны с жизнью людей. Зарегистрированы изображения конной и пешей охоты, батальные сюжеты, сцены коллективного труда, жатвы (жнец собирает урожай). Сохранились рисунки одиночных и групповых ритуально-обрядовых танцев, напоминающих современный азербайджанский народный танец "Яллы". Название танца происходит от слова "ял" - "еда". Исполняемый в виде хоровода танец видимо предшествовал охоте. Возможно эти обряды совершались под звуки, издаваемые необычным музыкальным инструментом каменного века. Назывался он "Гавал-даш" (камень-бубен). Ударом в разные точки каменного валуна можно получить различные звуковые тона и сыграть разнообразные мелодии. Наверное, под похожую музыку древние гобустанцы танцевали и совершали свои обряды.
Часть рисунков высекались в тот период, когда в Гобустане, вероятно, был тропический климат, ландшафт его имел характер саванны с богатой флорой и фауной. Обилие воды и пищи способствовали многообразию живой природы. На наскальных изображениях можно наблюдать рисунки животных, обитавших здесь в период последних 10 тысяч лет - джейранов, диких коз, оленей, диких свиней, лошадей, львов и т.д. Также встречаются изображения птиц, рыб, змей, ящериц и различных насекомых.
Для Гобустана характерны мужские и женские изображения. Силуэтные рисунки людей почти натуральной величины относятся к наиболее древним и датируются ранним периодом неолита (VIII тысячелетие до нашей эры), когда главой рода являлась мать. В женских изображениях особенно выпукло переданы бюсты и бедра. Здесь женщина подразумевается, как символ добра и благополучия, как продолжательница рода. Мужчины на рисунках изображены в охотничьем обличии с луками и стрелами. Они высокого роста, со стройными телами, опоясанными ремнями, с развитой мускулатурой. Мужские фигуры в основном в набедренниках, а некоторые фигуры женщин украшены татуировкой. Подобные изображения людей характерны для тропических стран и Океании, а в пределах Европы и стран СНГ подобные изображения не зарегистрированы.
После силуэтных изображений людей последовали контурные рисунки диких быков, выполненные в натуральную величину - некоторые из них достигают 240 см в длину и около 140 см в высоту. Крупные, а также несколько уменьшенные контурные рисунки диких быков и небольшие изображения вооруженных луками людей датируются периодом VII - IV тысячелетия до н.э., когда охота играла важную роль в жизни людей. Многочисленные рисунки джейранов, диких коз, оленей, диких свиней, лошадей, львов и других животных относятся к более поздним периодам. Охватывающие период от VI - III тысячелетия до н.э. до средних веков, они привлекают внимание своими пропорциями, динамизмом.
Среди множества рисунков этого периода привлекают внимание изображения лодок с гребцами, что указывает на то, что древние поселенцы были хорошими мореходами. Изображенное на корме лодок солнце позволяет провести аналогию с подобными рисунками, обнаруженными в Швеции, на Урале, в Египте. По древним повериям солнце заходя на востоке за ночь перемещается на лодке, чтобы заново появиться утром на западе. Наскальные изображения Гобустана крайне заинтересовали известного ученого и путешественника Тура Хейердала, который несколько раз побывал здесь. Изучая сходные изображения лодок в Гобустане и Норвегии, он выдвинул гипотезу, что предки древних викингов прибыли в Скандинавию на лодках с берегов Каспия.
Со временем изменялась техника рисунка. На смену силуэтным изображениям пришли контурные. В отличии от более ранних изображений, часто выполненных в натуральную величину, в эпоху бронзы размер рисунков стал уменьшаться. Наряду с развитием изобразительного искусства этому способствовало и использование более совершенных инструментов, в том числе металлических.
Кроме древних рисунков примечательна латинская надпись, обнаруженная у подножья горы Беюк-даш в Гобустане. Она относится к I веку нашей эры, между 84 и 96-м годами, и свидетельствует о пребывании римских войск близ Баку: "Время императора Домициана Цезаря Августа Германского, Луций Юлий Максим, Центурион XII Легиона Молниеносного". Латинский автор второй половины IV века Евтропий сообщает, что Домициан совершил четыре похода и во время одного из них был истреблен его легион вместе с полководцем. По-видимому, здесь, в гобустанской надписи, упоминается тот самый отряд XII легиона, который был истреблен местными жителями Апшерона.
В средние века (начиная с VIII века и позднее) в связи с уменьшением экономической значимости охоты, развитием изобразительного искусства по керамике и металлу, негативным отношением исламской религии к изображениям людей и животных, наскальные рисунки Гобустана приобретают схематический характер и все более уменьшаются в размерах. Рисунки менее реалистичны, они чертились прямыми линиями и часто уподоблялись геометрическим фигурам. Среди рисунков встречаются высеченные арабским алфавитом надписи, относящиеся к XII-XIV векам.
Гобустанский заповедник
Наскальные изображения Гобустана занимают значительное место среди аналогичных культурных монументов, обнаруженных в Карелии, Сибири, Средней Азии и в других частях мира. Они имеют много общих черт с наскальными петроглифами Скандинавии, Перинеев и Африки. Учитывая историко-художественную ценность и мировое значение памятников Гобустана, 9 сентября 1966 года на территории площадью 4,4 тысяч га был образован заповедник. Целью деятельности заповедника является охрана наскальных изображений, курганов и жилищных объектов, их изучение и пропаганда. Ныне Гобустан - настоящий музей под открытым небом. Ежегодно эту удивительную картинную галерею посещают тысячи людей со всего света.
Настоящий музей под открытым небом Кобустан в 2007 году пополнил список объектов Всемирного наследия ЮНЕСКО.