Черновицкая Театральная площадь воспринимается как хорошая музыка: здесь такие плавные линии, спокойные ритмы.
К началу XX ст., вопреки пышному названию, Елизаветпляц (австрийское название Театральной площади) оставался обычной базарной площадью, куда горожане наведывались для покупки продуктов. Превращение этой базарной площади в импозантную и стильную европейскую площадь состоялось благодаря сооружению здесь в 1904-1905 гг. нового городского театра.
Недаром архитектор Щусєв сказал, что это одна из лучших малых площадей Европы.
Первые 100 лет господства австрийской империи на Буковине театрального помещения в Черновцах не было. Только в 1877 году черновчане были в состоянии выстроить временное помещение театра по улице Школьной возле Турецкого моста, где ныне, на том месте, стоит поликлиника №1. Поскольку помещение было деревянным и требовало ежегодных затрат на ремонт, черновчане мечтали о новом, фундаментальном помещении городского театра.
Весной 1904 года в Чикаго сгорел деревянный театр, там были человеческие жертвы. Чтобы такое не случилось в Черновцах, президент Буковины подписал приказ о немедленном закрытии театра. Оставался единственный выход - строить новый фундаментальный театр.
Планировалось объявить конкурс на лучший проект театрального помещения.
Позже пришли к выводу, что в конкурсе возьмут участие неопытные новички, а такая фирма, как Фельнер и Гельмер на этот конкурс не приедет. А у них же есть огромный опыт, уже выстроили сорок или более театров в Европе. Поэтому не нужен конкурс, надо обратиться к этой фирме и заказать проект им.
Венская архитектурная мастерская Фельнер и Гельмер создала в свое время впервые европейскую типологическую архитектурную театральную науку. Эта фирма построила 48 театров. Они выстроили театры в 12 странах Европы: Швейцария, Германия, Польша, Румыния, Чехия, Словакия, Болгария, Хорватия, Молдова, Венгрия, Австрия и наша Украина – география их реализованных проектов. Перед Черновцами фирма выстроила оперный театр в Одессе.
Фирма согласилась, и 5 мая 1900 года в Черновцы приехал из Вены архитектор Фельнер, чтобы вместе с театральным комитетом выбрать место для построения театра.
В этом театре супер-акустика!
Когда подниматься по ступенькам - меняется архитектурная стилистика. Сначала виден модерн с элементами барокко, а дальше на высших уровнях конструкции наступает новый стиль, наступает функционализм.
Уникальность Черновицкого театра в том, что он занимает всего половину плана Львовской оперы, которая имеет где-то 90 на 45 метров, а здесь в глубину 47 на 28 метров, но здесь есть все: репетиционный зал на 60 квадратных метров, кулуары, рекреации, раздевалки, эвакуационные выходы. В Черновицком театре уникальная акустика!
Интересно, что отдельные ступеньки ведут на третий этаж и на второй Чтобы публика из лож второго этажа не встречалась с публикой третьего этажа.
Театр очень функциональный. Гельмер - возможно единственный молодой архитектор в мире, который свой первый театр выстроил, когда ему было всего 21 год.
В советское время за нормативными требованиями надо было потратить целой организации, чтобы выстроить один театр, десять лет. А они выстроили за свою жизнь 48 театров, где они были авторами.
Черновицкий Театр был официально открыт 3 октября 1905р. В послании к потомкам, заложенным в фундамент при строительстве, сказано: "Пусть этот театр служит истинным храмом истинного искусства и культурным центром для всех национальностей и вероисповеданий, для всех жителей города. И пусть нам поможет Бог!"
Наш черновицкий театр имеет очень богатый декор фасада и боковых стен. Над главным входом целая скульптурная композиция, которая воссоздает сцену из трагедии древнегреческого драматурга Софокла "Едип -царь". В боковых нишах расположены портреты деятелей мирового театра.
В 1907 году перед театром был поставлен памятник Шиллеру из белого мрамора, но в 1922 году новая румынская власть, которая снимала все австрийские памятники, демонтировала и его. Словом, памятник пропал. Театр с 1954 года носит имя О.Кобылянской. Теперь памятник перед театром именно этой писательнице.
Слева от театра вдоль всей площади разместилось величественное четырехэтажное здание бывшей Торгово-ремесленной палаты, в здании которой теперь находится Буковинский Медицинский Университет. Палата появилась в 1912 г., сузив таким образом театральную площадь. Палата была построена в стиле венской сецессии, чем составила достойную компанию другим модерным сооружениям Театральной площади. О ее бывшем назначении свидетельствует аттик на фасаде, в центре которого размещенные скульптуры античных богов – покровителей торговли и ремесел Меркурия и Геи. Они держат в своих руках рога изобилия. На фасаде над окнами второго этажа расположены эмалевые щиты с изображением символов ремесел.
Палата представляла и защищала интересы торговцев и промышленников края, вносила предложения по вопросам, которые входили в ее компетенцию.
Через три года после того, как был построен театр, в 1908 г. на Театральной площади появилось красивое, нарядное здание - Еврейский Народный Дом.
Евреи в Черновцах живут давно. Золотой период для еврейской общины настал после революции 1848 года, когда Буковина получила статус отдельного коронного края, статус герцогства с соответствующей символикой - флагом, гербом и т.д. Буковина уже не принадлежала к Галиции, как раньше. А главное - евреи получили равные права со всеми другими гражданами.
Еврейская община выстроила очень репрезентативный Еврейский Народный Дом.
Во время строительства Театральная площадь только формировалась. Единственное что было - это театр. А больше ничего из того, что можно увидеть сейчас, тогда здесь еще не было. Но театр задал тональность этой площади. Как камертон. И надо было строить уже, смотря на фасад театра.
В архитектурном стиле Еврейский Народный Дом - эклектика. В конце 19 ст. и начале 20 ст. в архитектуре использовалась эклектика, смешение стилей.
У нас в Черновцах властвует барокко и ренессанс. Именно поэтому мы видим в этом доме гармонию барокко и ренессанса. Здесь есть скульптуры, ренессансное членение фасада. Первый и второй этажи украшены в стиле ренессанса, в ренессансных традициях.
Каким странным ни казался фронтон, но вся эта композиция - это элемент канонической еврейской культуры. На фасаде Еврейского Народного Дома создан архитектурно-художественный образ: четыре атланта несут на себе два этажа, а композиция из колон, арок и серединной части - это свободно трактованное изображение еврейского священного ковчега Завета.
В 1918 году Черновцы вошли в состав Румынии и в дальнейшем в застройке города использовался уже стиль румынский.
По соседству с Еврейским народным домом разместилось сооружение, которое не очень вписывается в архитектурную картину площади. Это - Румынский Народный Дом. Дом румынской культуры и литературы, который в советское время превратился в гарнизонный Дом офицеров.
Помещение построено в стиле конструктивизма. Если посмотреть на него с противоположной части площади, то можно заметить, что правый бок дома значительно длиннее, чем левый. Стиль конструктивизма возник сразу после модерна. Новый стиль не любил симметрии.
Как только собрались строить это помещение, то стало понятным, что площадь закроется, сделается значительно меньшей, и театр будто потеряет, станет менее заметным. Тогда румынские архитекторы сделали мудрую вещь - выкопали посреди площади яму и это углубление визуально будто подняло театр немного выше. Углубление сделали в 1937 году, еще до начала строительства здания.
В 2000 году на Театральной площади основали Аллею звезд – мастеров искусств Буковины. Здесь собраны десятки славных имен певцов и музыкантов, которые начинали свое восхождение на большую сцену в Черновцах. Среди них есть фигуры, которые хорошо известны как в Украине, так и во всей Европе.