Собрание музея - одна из наиболее значительных и многоплановых коллекций отечественного изобразительного искусства в Украине. Она охватывает все виды изобразительного искусства (живопись, графику, скульптуру, декоративно-прикладное искусство) и включает в себя произведения украинских и русских мастеров от иконописи 16 века до современности, насчитывая более 10 тысяч оригинальных работ.
Музей был открыт в 1899 году по инициативе Одесского общества изящных искусств (основанного в 1865 году). Начало музейному собранию положили учебная коллекция Одесской рисовальной школы и работы, переданные петербургской Академией художеств.
Экспозиция музея расположена в 26 залах на двух этажах. Она построена в историко-хронологической последовательности с соблюдением монографического принципа показа работ каждого автора.
Экспозиция открывается замечательным творением иконописцев XVI-XVIII веков и полными своеобразия ранними светскими портретами XVII века.
С живописью XVIII - начала XIX века знакомят произведения лучших мастеров той эпохи, таких как Д. Левицкий, В. Боровиковский, О. Кипренский, В. Тропинин и других. Характерными и значительными произведениями представлена академическая живопись этого периода. Музей располагает большим и представительным собранием произведений художников демократического направления в отечественном искусстве второй половины XIX века (прежде всего членов Товарищества передвижных художественных выставок). Это работы таких известных художников как И. Крамской, А. Саврасов, И. Левитан, И. Шишкин, А. Куинджи, И. Репин, В. Суриков и многих других.
Интересна и многочисленна коллекция полотен прославленного мариниста И. Айвазовского.
Творчество великого украинского поэта Т. Шевченко представлено серией его офортов.
Один из лучших разделов коллекции - искусство рубежа XIX и XX веков - отражает разнообразие и напряженность творческих поисков этого сложного времени. В. Серов, Н. Врубель, И. Рерих, Б. Кустодиев, А. Бенуа, К. Сомов, В. Кандинский, П. Левченко, А.Мурашко. Славные имена достойно представлены в собрании музея. Здесь экспонируется уникальная коллекция живописи мастеров Товарищества южнорусских художников, оcнованного в Одессе в 1890 году. Неповторимая самобытность работ К. Костанди, Г. Ладыженского, Г. Головкова, П. Нилуса сформировала основы одесской живописной школы.
Отдел современного искусства представляет художественную жизнь Одессы с 20-х годов до наших дней. В экспозиции представлены лучшие работы художников нашего города и других регионов Украины.
Большая интересная коллекция икон в Одесском художественном музее дает возможность в полном объеме познакомиться с уникальными памятниками русской и украинской иконописи ХVI-ХIХ столетий.
Иконы ХVI века – Богоматерь, Иоанн Креститель, Спас на престоле, Никола Зарайский - отличаются мастерством в передаче большой духовности образов, в изысканности цвета, легкости жестов.
Своеобразным рассказом о жизни святых являются иконы ХVIII-ХIХ веков с многофигурными композициями и обилием бытовых деталей: "Воскресение – Сошествие во ад", "Илья-пророк с житием","Усекновение главы Иоанна Предтечи", "Кирик и Улита", "Варвара Великомученница с житием". Житийные клейма иллюстрируют главные события из жизни святого и написаны с миниатюрной точностью. Коллекция представляет широкую иконографию Богоматери в наиболее распространенных ее вариантах: Владимирская, Казанская, Неопалимая Купина, Всех скорбящих радости, Утоли болезни и нечали.
Памятники украинской иконописи также очень разнообразны по манере письма. В ХIХ в. на юге Украины часто встречаются иконы, написанные на холсте, в западных областях – на стекле: Покров, Распятие с Георгием Змееборцем, Никола, Святая Варвара. Выразительные силуэтные линии, звонкие краски создавали праздничность декоративного образа.
Значительную часть собрания Одесского художественного музея составляют произведения отечественного искусства, созданные в период ХVI – начала ХХ веков.
Иконы ХVI-ХVII столетий представляют характерные особенности древнерусского искусства. Иконопись ХVIII-ХIХ веков воссоздает традиционные сюжеты и живопись древних памятников. Новые тенденции в древнерусском искусстве ХVII века, – интерес к изображению конкретных лиц – видны в парсунах (от слова"персона") царя Алексея Михайловича и Кочубея. Раздел искусства ХVIII века открывает Роман Никитин портретом графа Строганова. В середине столетия написаны "Портрет цесаревича Петра Федоровича и великой княгини Екатерины Алексеевны", приписываемый Г.-Х. Грооту, "Портрет тайного советника Г.А. Грооса" неизвестного автора.
Расцвет портретного искусства второй половины ХVIII в. представлен работами Д. Левицкого, Ф. Рокотова, И. Боровиковского, М. Шибанова. Портрет Е.Пальменбаха – подлинньй шедевр искусства Д. Левицкого.
Картина А. Орловского "Всадник" и "Портрет молодого человека" О. Кипренского написаны в стиле искусства романтизма начала ХIХ в. Усиление интереса к личности портретируемого, характерное для портретов первой половины ХIХ в., отчетливо проявилось в "Портрете Оболенской", одном из лучших произведений В. Тропинина. Искусство этого времени характеризуют натюрморты И. Хруцкого, интерьер П. Заболотского, портрет работы Ф. Тулова, парные портреты купцов малоизвестного художника А. Чижова.
Особенности академического искусства середины второй половины ХIХ века четко выявляют исторические полотна П. Шамшина, картины на библейские темы Е. Макарова и М. Кудрявцева, мифологический сюжет П. Сорокина. Коллекция картин И. Айвазовского насчитывает 25 произведений. Лучшие из них – "Помин в Крыму у Гурзуфских скал", "Купание овец", "Голубая марина". Круг маринистов ХIХ в. включает А. Боголюбова, Ф. Лагорио, Р. Судковского.
Демократические тенденции украинского и русского искусства середины ХIХ в. отчетливо прослеживаются в творчестве выдающегося украинского художника Т. Шевченко (в экспозиции его офорты из серии "Живописная Украина" ), К. Трутовского , П. Соколова. Многие картины музея написаны художниками – членами "Товарищества передвижных художественных выставок" (1870-1922). Это "Деревенская кузница" И. Крамского, "Вечер. Перелет птиц" А. Саврасова, "Лесной сторож" В. Максимова, портреты Н. Ге и И. Репина, пейзажи Ф. Васильева, И. Шишкина, А. Куинджи, В. Поленова, И. Левитана. Передвижниками были известные украинские художники С. Светославский, С. Васильковский, Н. Пимоненко, П. Левченко. Музей обладает самым значительным на Украине собранием произведений членов "Товарищества южнорусских художников" (1890-1921), объединившего мастеров южнорусской школы.
Рубеж ХIХ-ХХ веков многогранно представлен произведениями выдающихся художников этого времени. Известная картина М. Врубеля "Валькирия" – своеобразное форма портрета кн. И.Тенишевой. Творчество В. Серова разносторонне характеризуют портреты С. Мамонтова, Е. Алафузовой, нетрадиционное решение исторической темы в картине "Петр I в Монплезире". Гордость музея – "Автопортрет" В. Серова.
Отличительная особенность искусства этого времени – появление ряда творческих объединений. О творческой направленности мастеров, входивших в «Союз русских художников" (1903-1923), можно составить представление по картинам М. Нестерова "В скиту", Н. Рериха "Заморские гости", "Знамение", Н. Касаткина "Жена заводского рабочего"', Л. Пастернака "Няня с ребенком", пейзажам С. Жуковского , Ап. Васнецова, Н. Досекина.
В музее прекрасная коллекция произведений художников объединения "Мир искусства" (1894-1904). Широко известны гуашь "Версаль. Король гуляет в любую погоду", акварельные иллюстрации к "Пиковой даме" А. Пушкина идеолога объединения А. Бенуа. Его эскизы декораций к "Каменному гостю" А. Пушкина – пример нового подхода к театрально-декорационной живописи «мирискусников». В музее более 80 произведений К. Сомова: "Портрет Е.Званцевой", картины "Фейерверк", "Радуга", "Волшебство", иллюстрации к "Книге маркизы" и др.
Общество "Бубновый валет" (1910-1917) представлено характерными работами И.Машкова ("Натюрморт"), П.Кончаловского ("Бегонии"), эскизами Н.Гончаровой, ранними пейзажами В.Кандинского.
Украшением собрания музея начала ХХ столетия являются картины К.Петрова-Водкина "Скрипка", З.Серебряковой "Жатва", Б.Кустодиева "Портрет жены", пейзажи Ст.Колесникова.
В Одесском художественной музее сохраняется и экспонируется наиболее полная и представительная коллекция работ художников – членов Товарищества южнорусских художников (ТЮРХ).
Организация была основана в 1890 году и имела статус Независимого творческого объединения одесских художников. В числе учредителей и наиболее активных членов объединения – известные художники К.К.Костанди (1850-1929), Г.А.Ладыженский (1853-1916), Б.В. Эдвардс (1860-1924) и др. Большой вклад в деятельность организации внесли представители более молодого поколения одесских художников: Г.С.Головков (1863-1909), Т.Я.Дворников (1862-1922), П.А.Нилус (1869-1943).
За три десятилетия своей деятельности в организации состояло 85 действительных членов и более 250 художников участвовало в выставках и культурных акциях ТЮРХа. Товариществом было организовано более ста выставок (включая годовые, передвижные, благотворительные и пр.). Члены объединения учвствовали в выставках ТПХВ, всероссийских (например, Нижний Новгород, 1896 г.), международных (например, Всемирная выставка в Париже, 1900 г.).
В Одессу на выставки ТЮРХа привозили свои работы известные художники Москвы, Петербурга, Варшавы, Риги, Киева, Полтавы и других. В разное время на выставках ТЮРХа можно было видеть работы В.А.Серова, И.И.Левитана, Н.И.Мурашко, Н.К.Пимоненко и многих других прославленных отечественных художников. Товарищество играло значительную роль в общественно-культурной жизни Одессы. Многие его члены состояли в Одесском обществе изящных искусств, были преподавателями состоявшей при этом обществе Рисовальной школы (с 1900 г. – Одесское художественное училище). ТЮРХ участвовал в создании Городского музея изящных искусств (теперь Одесский художественный музей).
В 1898 по инициативе ТЮРХа было создано Одесское литературно-художественное общество (1898-1904). Товарищество существовало до 1922 года.
В 1922 г. на базе ТЮРХа было основано художественное объединение – Общество имени К.К.Костанди, возглавлявшего ТЮРХ с 1902 по 1921 год.
Творчество многих художников ТЮРХа отличают тонкие изысканные цветовые решения, камерность, лиризм. Наиболее популярный жанр – пленерный пейзаж.
Традиции ТЮРХа имеют продолжение в творчестве современных одесских художников.