Творчество народного художника Украины Федора Федоровича Манайло - явление исключительное, его место в истории развития украинского изобразительного искусства - особое. Наряду с такими корифеями и признанными лидерами искусства края, как А.М.Ердели и Й.Й.Бакшай, он составлял прочный фундамент закарпатской школы живописи. Самобытность по форме, остросюжетные, насыщенные в цвете и жизнеутверждающие произведения художника известны далеко за пределами нашего края.
Федор Манайло сознательно выбрал свой путь в искусстве и неукоснительно следовал ему в течение нескольких десятилетий. Всей своей жизнью и ярким глубоким талантом он был неразрывно связан со своим краем, художественной культурой Закарпатья. И дело не только в темах, сюжетах, мотивах, а в самой природе творчества художника, его корнях, стремлениях и целях. Имя Федора Манайло ассоциируется с понятием "истинно народный художник", художник, который не только близок к народу, он - неотъемлемая часть его, выразитель его мыслей, чувств, стремлений и надежд. Солнечное искусство живописи художника - это живописная визитная карточка родных Карпат с их поднебесными вершинами, со своеобразным укладом жизни и быта, обычаев, фольклора, верований трудолюбивых закарпатцев. Мир образов Манайло - отголосок его души, передан очарованием цветов, невероятной гармонией ощущение красоты человека и красоты родного края.
Манайло - живая полувековая история нашего края. Все, чем жило в прошлом и живет в современном Закарпатье, волновало, захватывало и находило свое отражение в его богатой творчества. Но почти никто из закарпатских художников не достигал таких сокровенных глубин народной жизни, не поднимался до таких высот народного духа, как Федор Манайло. Трезвый, где-то даже жесткий реалист, он был безоглядно верен правде жизни. Произведения "Пахота", "Тяжелый хлеб", "Агония", "Скорбь", "Слепец" и другие, ставшие вершиной реализма в искусстве довоенного Закарпатья, это настоящие документы того времени, страстный крик души, голос сердца, его воли.
В творчестве художника отразилась целая эпоха XX века - сложная, неоднозначная, противоречивая. Наряду с успехами, творческими победами было и немало поражений, художественных страданий, душевных мук. Жестокое время заставлял и его идти на компромиссы с собой и своим искусством. И тем более ценны мужество и стойкость художника, который в главном остался верен себе и своим убеждениям, сумел найти новые силы, чтобы снова вернуться к своим художественных истоков и последнее десятилетие его жизни стало периодом высокого творческого подъема. Произведения этих лет - это очень "старый" и одновременно совершенно новый Манайло. От одной работы к другой его кисть набирает силу, размах, нового содержания и колорита, образная мысль завоевывает все новые пространства искусства. Художник вновь возвращается к бытовому жанру, создает "Завтрак", лирические "Поколение сплавщиков", "Гуцульская гражда", "Гуцульской Кладовую", подчеркивая, насколько ценен опыт народных мастеров для него, их заветы и уроки, которые художник хранил и памяти "ятав всю жизнь.
Творческое наследие Федора Манайло воистину широка и розманитна: живописец, график, декоратор, монументалист, художник книжной графики, и многих жанров прикладного искусства, до резьбы на декоративных дынька, художник театра, сцены, кинохудожник - все это делал на высоком профессиональном уровне. Созданного им хватило бы на жизнь не одного художника.
Остановилась момент остались произведения. Лучшие из них вошли в сокровищницу украинского изобразительного искусства. Они стали воплощением главной традиции закарпатской школы - традиции новаторства, самовозобновлению, страстным утверждением национального своеобразия и самобытности украинского искусства.
Трудно переоценить значение творческой и организационной деятельности выдающегося художника в развитии современной художественной культуры Закарпатья. Живопись Манайла стал образцом подлинного творчества, в которой осуществление замысла художника рождает и новые духовные ценности. Проходят годы, но фигура художника Ф.Ф. Манайло становится все больше, утверждая незабываемыми произведениями не только себя среди современников, но и дух Закарпатья, трудолюбивых и честных закарпатцев. Он творил во славу родной земли поэтому ему не грозит забвение. 9 февраля 1981, когда открылись двери его Мемориального музея, к художнику пришла вечность.
Смерть не прекращает жизнь таких художников: оно продолжается в его произведениях, в творчестве учеников и последователей, в благодарной памяти и уважении живых до великого МАСТЕРА Закарпатья.