Можете не верить, но Львовская галерея искусств – самый большой художественный музей Украины!
Краткая сухая статистика: 24 здания, 16 действующих музеев, 58 тыс. экспонатов, общая площадь более 40 тыс. кв. м. (столько же, сколько занимают все музеи Киева вместе взятые).
Датой основания львовской галереи считается 1907 год, хотя всё началось гораздо раньше – ещё в 1874 году, с подарков меценатов городу Львову. В 1902 году началась целенаправленная, на государственном, так сказать, уровне, работа по созданию городской картинной галереи.
Конечно, в галерее нет таких известных имён, как Леонардо да Винчи. Ну, нет у нас Леонардо, нет! Зато есть Гойя, Рубенс, Тициан! А картина Жоржа де ля Тура «Платеж» (конец 16- начало 17 в.) – шедевр мирового значения (никогда, кстати, не реставрировалась; так что можете представить, какого уровня был этот художник).
Но: что касается собраний зарубежного европейского искусства, то равных Львовской галерее искусств в Украине нет! Между прочим, на просторах бывшего Советского Союза она уступала разве что Эрмитажу и Русскому музею. Но опять же – но: во Львове есть коллекции, которых и в Союзе не было! Например, собрание австрийского искусства.
Теперь немного о личных впечатлениях. Последний раз мне приходилось посещать галерею года этак 32 назад (и это живя во Львове!). За это время, естественно, многое забылось…
Оказалось, что постоянная экспозиция размещена в 17-ти небольших по размерам залах, но очень насыщенных, если можно так сказать, разнообразием.
Начать хотя бы с того, что там представлена довольно обширная география: произведения мастеров Англии, Франции, Голландии, Австрии, Германии, России, Польши, Венгрии, Румынии, Италии, Испании, США, Украины, Дании. Период – 100 лет (с начала 19 в. до начала 20 ст.), работы некоторых русских и украинских художников – более позднего периода, до 50-х годов прошлого столетия.
Разнообразна и жанровая тематика – портреты, пейзажи, натюрморты, библейские и мифологические сюжеты, маринистика, бытовые зарисовки.
В первом же зале… Ну, где, скажите, можно было бы увидеть практически «живьём» Мюрата (того самого - наполеоновского маршала; работа Жана-Батиста Викара, Франция, 1810 г.) или жену русского императора Александра I Елизавету (Джордж Доу, Англия, 1826).
В зале 3-м – первая «забытая» неожиданность! Иван Шишкин – два прекрасных пейзажа: «Опушка соснового леса» (1882) и «После шторма в Мери-Хови» (1891). Здесь же – Иван Айвазовский («Крымский берег», 1886).
Следующий зал. Впечатляет своей трогательностью портрет (без кавычек) – иначе не скажешь – «Собаки на ступенях» поляка Киприяна Дильчинского (1886). «Интерьер собора Св. Яна в Варшаве» (1836) Мартина Залесского (Польша) – просто с фотографической точностью, как это принято говорить.
Дальше – больше. Николай Ге, Илья Репин. Иван Крамской... Их творчество представлено здесь портретами. Эти имена, честно говоря, просто ближе, более знакомы ещё с детства, чем, скажем, имя поляка Вильгельма Леопольского с его великолепным, чрезвычайно жизненным портретом «Скупой» (1879-1881), выставленным в том же зале.
Кстати, этот портрет, картина того же В. Леопольского «Смерть Ацерна», несколько работ (среди которых известный «Портрет детей художника», 1879) выдающегося польского живописца Яна Алоизия Матейко (во Львове есть улица его имени) были среди первых полотен, приобретённых для будущего музея в начале 1900-х годов.
Середина экспозиции. Творчество русских живописцев конца 19-нач. 20 века: Владимир Маковский, Василий Максимов, Василий Верещагин, Константин Маковский, Игорь Грабарь, Константин Коровин, Исаак Левитан… Далеко не последние имена, согласитесь.
Здесь же представлены работы польских мастеров: две прекрасные картины Витольда Прушковского «Вакханка» (1885) и «Весна» (1887); впечатляющие произведения на библейскую тему «Христос и Самаритянка» (1890) Генрика Семирадского и «Христос перед Пилатом» (1910) Яцека Мальчевского; шокирующая картина Войцеха Коссака «Весна 1813 года» (1904), ассоциирующаяся с «Апофеозом войны» того же В. Верещагина.
А как не вспомнить знаменитый «Потоп» француза Поля Мерварта!
В завершающих залах экспозиции – работы художников разных стран 20-х – 50-х годов минувшего столетия, некоторые – более позднего периода. Запомнились, например, картина «Зимнее солнце в Карпатах» (1929) поляка Владислава Яроцкого, до удивления напоминающая своим колоритом картины Кустодиева; два пейзажа Рокуэлла Кента, чарущие лаконичностью выразительных средств; Мартирос Сарьян – ярчайший по краскам натюрморт и сдержанный набросок улиц Ашхабада (1952); Пётр Кончаловский с каким-то суровым изображением «Рыбацких лодок» (1928); работы Александра Дейнеки, среди которых памятные ещё по альбомным репродукциям «Купальщицы»; забавная картина Павла Кузнецова «Хлебная витрина» (1967).
И последний зал. Невольно останавливаешься возле исполненного одухотворённости портрета Леси Украинки (это наш Любомир Медвидь, 1981). И какая-то совершенно неожиданная, глубокая по замыслу и интересная по исполнению картина украинца Евгена Лещенко «Мир кота» (1990). Да-да, обычного серо-полосатого кота… Поверьте, стоит только посмотреть на недоуменный взгляд этого самого кота!
А в завершение надо сказать, что Львов с давних времён по праву считался «городом мастеров»; и сейчас он с гордостью сохраняет и приумножает свои художественные сокровища, с любовью передавая их последующим поколениям. И в значительной мере именно галерея искусств создаёт Львову славу города-музея.