Oбразец совершенства ренессансной архитектуры Львова - ансамбль Успенской церкви.Проходя во Львове по улице Русской, с левой стороны бросается в глаза роскошное архитектурное сооружение с зелеными куполами - жемчужина ренессансной архитектуры Львова.
Это - Успенская церковь, которая и сегодня поражает совершенством и красотой. Расположена она в 150 метрах от площади Рынок, в центре города Львов, на улице Русской, 5.
Первая Успенская церковь существовала еще в княжеские времена и была сожжена во время нападения на Львов польских феодалов в 1340 году. О второй церкви из кирпича и камня упоминается в 1421 году. В 1527 году она была полностью уничтожена пожаром.
В 1547-1559 годах возводится третий храм. Но и это строение сгорает в 1571 году. Вид церкви Успения XVI века сохранился лишь на печати Ставропигийского братства того же столетия. В 1591 году в четвертый раз начинается строительство той церкви, которая стоит по сей день. Возвел её Павел Римлянин (Паоло Доми¬ничи). С 1597 года ему помогал Войцех Капинос, а через год присоединился Амброзий Прихильный. Строительство храма было завершено в 1629 году.
Успенская церковь состоит из трёх белокаменных зданий - главной части, алтаря и притвора, расположенных на одном уровне. Церковь завершается тремя куполами с фонарями. Центральный купол подносят арки, которые поддерживаются четырьмя колоннами. В такой структуре прослеживается слияние западной ренессансной (в базиликовом плане и декоре) и украинской (традиционные купольные завершения) традиций.
Войдя в Успенскую церковь, Вы обратите внимание, что ее стены - без лишнего декора. Интересны витражи храма. Они исполнены сравнительно недавно, в первой половине ХХ века, знаменитым художником Пётром Холодным.
Посмотрите на центральный купол! Он оформлен кессонами с розеттами, а в его парусах - каменная резьба с гербами ктиторов, исполненная Амброзием Прихильным и Яковом Мадленою по эскизам львовского художника Фёдора Сеньковича. Здесь Вы увидите гербы молдавских господарей и Московского государства.
Как известно, последний пожар уничтожил часть четырехъярусного иконостаса. Потому сегодня особую ценность представляют иконы страстного цикла, оставшиеся от первоначального иконостаса 1629 года. Эти иконы были созданы также Фёдором Сеньковичем. Его ученик - Николай Петрахнович - дополнил иконостас новыми иконами. А уже современный иконостас был создан в 1773 году скульпторами Франциском Олендзким и Михаилом Филевичем.
Часовня Трёх Святителей, которая входит в ансамбль Успенской церкви, соединена с самой церковью с север¬ной стороны. Часовня построена в 1578-1590 годах, уже после второго пожара самой Успенской церкви. Но и ее ожидала та же участь. В 1671 году часовня сгорела.
Восстановил её член Успенского братства Алексей Балабан. В 1697 году Александр Ляницкий создал иконостас часовни по проекту зодчего Андрея Пидлисного. В архитектуре этого строения чётко прослеживаются черты украинского национального зодчества.
Ансамбль Успенской церкви завершает колокольня, построенная в 1572-1578 годах. Фундатором этой колокольни был греческий купец Константина Корнякт. Колокольня (или же башня Корнякта) является квадратной башней под барочным куполом. Построена она архитектором Пётром Барбоном и включала три яруса, четвертый же был добавлен в 1695 году Пётром Бебером вместе с барочным завершением.
Весь ансамбль и сегодня поражает своим совершенством и красотой.