Монастырь Мерсед города Куэнка находится в непосредственной близости от кафедрального собора, на улице Альфонсо VIII. Монастырь Мерсед был построен в 16-18 веках и на сегодняшний день включает в себя два корпуса: Духовная семинария святого Юлиана и общество монахинь Рабыни святого Причащения и Непорочной Девы (Иммакулада).
В 1648 году жители города потихоньку перебирались из старого района, где находился монастырь, в Алькасар (крепость), который в 16 и начале 17 века считался престижным районом, где находились дома обеспеченных жителей города. Для них в 16 веке архитектором Уртадо де Медосна был построен роскошный дворец. Он имел квадратный фундамент, центральный патио и башни со шпилями по углам. В конструкции современной постройки до сих пор сохранилась одна из этих башен.
Когда работы по строительству церкви были завершены, монастырь решили расширить, так как 15 келий оказалось недостаточно. В связи с тем, что число монахов стремительно росло, количество келий решено было увеличить минимум до 29, так как именно столько было монахов в городе в начале18 века. Также в проекте было строительство библиотеки, кухни и других помещений, которые считались необходимыми для нормального функционирования монастыря. Расширять монастырь можно было лишь с северной стороны, поэтому в 1739 году был куплен прилегающий к монастырю дом маркизов Каньете. Благодаря покупке этого трёхэтажного здания, выходящего на главную городскую площадь, монастырь удалось расширить до нужных размеров.
Во время французского вторжения монастырь сильно пострадал. В 1835 году по приказу Мендисабаля монахи покинули Мерсед. В конце 19 столетия Мэрия купила монастырь с намерением открыть там музей, однако в 1924 году он был передан во владение Епископства. На сегодняшний день в монастыре располагается общество монахинь Рабыни Святого Причащения и девы Марии Иммакулада, а церковь, которая закрыта для посещений, является частью Духовной семинарии святого Юлиана, построенной в 18 веке. С 2003 года монастырь был признан Национальным Памятником Истории и Культуры Испании.
Церковь имеет один неф с едва заметным средокрестием, неглубокими нишами между контрфорсами и сводом с люнетами. Средокрестие увенчано эллиптическим куполом с геометрическим орнаментом. Всё здание церкви как бы устремлено вверх, в нём явно преобладают вертикальные элементы, что создаёт впечатление большой высоты. В средокрестии располагается обильно украшенный балкон.
Фасад церкви в стиле барокко весьма оригинален. По сути, это образец утончённого искусства маньеризма. Центральная часть фасада смотрится практически плоской внизу и вогнутой вверху. Верхняя часть фасада построена из другого камня, что свидетельствует о том, что архитектор и не думал декорировать фронтон церкви.
Парадный вход церкви состоит из двух неравных уровней, одна из которых украшена двумя парами пилястр. Вход, представляющий собой изящную полукруглую арку с орнаментом, обрамлен нишами. Верхний уровень увенчан щитом маркизов де Каньете, которые были покровителями монастыря. Два окна, помещённых по обе стороны от центрального верхнего уровня церкви, были построены для освещения церкви.
Монастырский дом выстроен вокруг немного асимметричного закрытого клуатра квадратной формы. Он был построен в 17 веке на месте бывшего дворцового патио. Сохранились стены патио 16 века, которые сделаны из кирпичной кладки, которые увенчаны карнизом из кровельной черепицы. Мрачная стена западного фасада монастыря имеет одну-единственную амбразуру 16 века, которая закрывается железной решёткой. Фасад дома, купленного в 18 веке, был перестроен и превращён в главный фасад собора.
Что касается парадного входа западного фасада монастыря, который в 17 веке был главным, то он построен из различных видов кирпича. Над дверью, которая обрамлена асимметричным карнизом, располагается щит маркиза Каньете, который увенчан треугольным фронтоном. Через этот вход можно было войти в вестибюль, который выходил на центральную лестницу. По обе стороны от главного верхнего уровня фасада находятся два окна, увенчанные щитами.