Это здание что-то нам неуловимо напоминает. Что-то такое же нестандартное и загадочное. А еще этот окружающий со всех сторон простор: ведь оно расположено прямо на побережье океана. И так много неба…
Стоп! Океан, небо, необычная архитектура. Оно напоминает нам здание Сиднейской Оперы. Точно!
И так же, как упомянутая Сиднейская опера стала австралийским символом, так и концертный зал Аудиторио-де-Тенерифе стал архитектурным символом Канарских островов.
Строить этот зал собирались еще в семидесятых годах двадцатого века. Десять лет ушло на решение вопросов выбора места и финансирования. С местом определялись долго и, наконец, решили, что весьма подходящим является кусочек побережья между новым районом Кабо-Льянос на юг от старого города Санта-Крус и его портовой частью. Началось строительство только в 1997. А первоначальная сумма в тридцать миллионов евро к моменту окончания строительства в 2003 году превратилась в семьдесят два миллиона. Вот она, инфляция в действии!
Но на такой проект не грех и разориться. Здание занимает более двух гектаров и вокруг него свободного места предостаточно, чтобы использовать его окрестности как своеобразную открытую концертную площадку для проведения разных интересных мероприятий на открытом воздухе. Таких, например, как известнейший фестиваль музыки Канарских островов.
Да и сам концертный зал повидал за свою, в принципе не такую уж и длинную историю существования, множество очень и не очень знаменитых артистов и коллективов совершенно различных жанров. Внутри этого сооружения – два зала: камерный и симфонический.
На этих площадках проводятся оперные постановки, концерты классической музыки, сольные выступления певцов. В этом году, например, несмотря на бодро шагающий по планете мировой финансовый кризис, гости Главного концертного зала испанского острова смогут выбирать себе мероприятие по вкусу из более чем ста концертов, представлений и спектаклей различных жанров. Джаз, классическая музыка, музыка народов мира, танцевальные спектакли, выступления мастеров фламенко и Национального балета Испании, встречи с представителями жанра авторской песни (да, да, это явление мирового масштаба, а не только, как многие привыкли думать, народов бывшего СССР!). И еще – два мюзикла. Внушительно, правда?
Не менее внушительна и внутренняя «начинка» здания. Основной зал вмещает более полутора тысяч зрителей, второй – поскромнее, чуть больше четырехсот. Сцены автоматизированы по последнему слову театральной техники, что позволяет менять декорации и использовать разные эффекты. Есть и орган, трубы которого специально адаптировались к внутренней геометрии здания. Причем все устроено так хитро, что использовать орган можно для обоих залов. Вот такое оригинальное инженерное решение!
Оригинален, как мы уже убедились, и внешний вид Аудиторио-де-Тенерифе. Обычно возникает вопрос о назначении вот той самой верхней детали сооружения, которая имеет форму такого то ли серпа, то ли полумесяца. Так вот кроме декоративной функции эта деталь предназначена еще и для освещения концертного зала сверху. Можно представить – а еще лучше увидеть - как необычно смотрится архитектурный символ столицы Тенерифе в темное время суток.
Впрочем, проекты «звездного» архитектора, создававшего этот шедевр - Сантьяго Калатрава Вальса, автора многих футуристических построек – все необычны. Оценили это не только многочисленные туристы, но и присутствовавшие на торжественном открытии здания в сентябре 2003 года королева София и наследный принц Фелипе.