Кафедральный собор (на площади Plaza de Catedral) Жироны построен на месте романской усыпальницы X-XI вв., строительство собора было начато в 1312 г. Первоначально проектом руководили архитекторы – братья Анри и Жак де Форены. В последующем в 1386 и 1416 гг. собиралась комиссия экспертов для определения дальнейшего направления строительства собора, а именно: строить ли базилику с центральным нефом и двумя боковыми или же предпочесть храм зального типа с одним нефом. В 1417 г. было принято решение в пользу второго способа как более утонченного. Возведение крупнейшего в истории готического зодчества нефа высотой 34 метра и шириной 23 было поручено архитектору Гийому Бофилю. В целом же собор второй по ширине нефа в мире после собора Святого Петра в Риме, ширина центрального нефа которого 25 метров.
Строительство собора завершилось в 1604 г. В итоге собор вобрал в себя различные архитектурные стили: романский, готический, ренессансный и барокко.
К главному (западному) фасаду ведет огромная лестница, состоящая из 90 ступеней. В XVII в., когда она была построена, это была самая большая лестница в Испании. Фасад собора в стиле барокко был в основном построен в 1730 году (начато строительство в 1606г.). Однако, до 1960 г. фасад считался не завершенным, в два последующих года местные скульпторы Хосе Боигас (Josep M.Bohigas), Антонио Касамор (Antoni Casamor), Хайме Бускетс (Jaume Busquets) и Доменек Фита (Domenec Fita) установили статуи в пустующие ниши. Фасад разделен на три части, в которых установлены семь статуй. Верхняя часть фасада завершается огромным круглым окном.
В северной части экстерьера собора сохранился готический портик святого Михаила (San Miguel), в южной части портик Апостолов (de los Apostoles) XIV века, к которому были добавлены некоторые скульптуры в XV веке.
Интерьер собора представляет собой грандиозный готический неф покрытый сводом диагональных арок, которые опираются на группу колонн. В хоре находятся достаточно простые для собора сиденья XVI века. Сохранился романский епископский стул выполненный из цельного куска мрамора. Также в хоре находится современный орган 1943 г., который заменил древний орган XVI в., сконструированный маэстро J.Bordons. В интерьере собора также выделяются витражи, многие из которых сильно пострадали в XVIII веке, после чего были восстановлены. Среди них особо выделяются два круглых окна-розы, работы первой трети XVIII века известного барселонского мастера Франциска Саладриги (Francesc Saladriga), который считается одним из лучших в стиле барокко.
В соборе находятся гробница графа Барселоны Рамона Беренгария II вместе с гробницей его жены. Автор двух работ, которые выполнялись по поручению Педро IV Арагона, Гильермо Морель (XIV в.).
Клуатр собора, расположенный в северной части церкви является одним из наиболее значимых в Каталонии. Это работа XII века неправильной формы с четырьмя неравными сторонами крытых романских галерей, скрывающих капители.
Рядом с башней Карла Великого (Carlemany) имеется водосточный желоб в форме скульптуры ведьмы собора (Bruja de la Catedral). Согласно легенде, в древние времена жила ведьма, которая применяла знания магии во вред религии и бросала камни в сторону собора. Однажды божественные силы превратили ее в камень и поместили на одной из стен собора для того, чтобы впредь из ее уст не «исходили» оскорбления и проклятия, а только лишь чистая дождевая вода.
При соборе работает музей, расположенный слева от главного фасада. В нем хранятся в частности: уникальный тканый ковер «Сотворение мира» (XI-XII вв.) размером 3,65 на 4,70 метра, редчайшие манускрипты X в., скульптуры и церковная утварь.