Кафедральный собор Девы Марии, расположенный на площади Сан-Сальвадор (Plaza San Salvador), был построен по заказу королей Леона между 12 и 14 веками. Начало строительства собора относят к последним годам правления Фердинанда II Леонского (1157-1188) или первым годам правления его наследника – короля Альфонсо IX Леонского (1189-1230). Несмотря на многочисленные реконструкции последующих веков, внешний облик собора сохранил черты позднероманского стиля, в котором был возведен. Особенности строения собора (некоторые исследователи называют храм первым примером кастильско-леонской готики) причисляют его к так называемой саламанкской группе, в которую также входят Старый кафедральный собор Саламанки, Кафедральный собор Саморы и Собор Торо.
Собор представляет собой в плане латинский крест и состоит из трех нефов, разделенных на четыре пролета, трехапсидной алтарной части и трансепта. С северной стороны к собору примыкает клуатр, а с западной - колокольня. Вход в храм осуществляется через три портала, открытых на западном фасаде и на северном и южном рукавах трансепта.
Рядом с северным порталом находится квадратный в плане клуатр, стены которого увенчаны балюстрадой с позднеготическими декоративными элементами. В стене клуатра перпендикулярной северному фасаду собора прорезан портал (puerta del Esviaje), который был выполнен в 1540 году Гарсия де ла Пуэнте. На южном фасаде здания, таком же ассиметричном, как и северный, доминирует южный портал (Puerta de las Cadenas), также возведенный в первый период строительства. Часть галерей клуатра датируется 14 веком, часть 16 веком.
Дверь образована полукруглой аркой с тремя архивольтами, опирающимися на колонны, капители которых украшены гарпиями и растительным орнаментом. В нишу над порталом помещены пять скульптур первой трети 13 века: Спаситель и четыре апостола (Петр, Павел, Иоанн и Иаков). Главной достопримечательностью этого фасада является оригинальный скульптурный фриз в виде галереи из 12 слепых стрельчатых арок, в каждую из которых помещены человеческие фигуры, изготовленные в 1230 году. Как правило, их идентифицируют с персонажами Ветхого Завета. Слева от портала на южном фасаде выступает так называемая капелла Пилар (Capilla del Pilar). Она была возведена между 1748 и 1753 годами по приказу епископа Клементе Коменхе. По проекту архитектора Антонио де Сан-Хосе-Понтонес в центре фасада капеллы проделано окно, соответствующее центральной нише ретабло, которое обрамляют четыре колонны (одна из них утрачена) с коринфскими капителями. Барочное ретабло, украшающее интерьер этой капеллы, было изготовлено в 1753 году из позолоченного дерева Мигелем Мартинесом. Наиболее примечательным из всех является, пожалуй, западный фасад. Здесь доминирует огромная колокольня, возведенная над портиком Прощения (Pórtico del Perdón), архитектурно оформляющим западный портал. Портик и колокольня были возведены между 1746 и 1772 годом Хуаном де Сагарбинага. Эта часть собора наиболее пострадала во время Войны за независимость, следы разрушений можно наблюдать и поныне. Вход в колокольню оформлен в виде полукруглой арки, фланкированной четырьмя колоннами, который поддерживают треугольный фронтон. Звонница увенчана куполом, на котором покоится купол поменьше. Портик Прощения состоит из двойной арки с колонной посередине, на которой, как на постаменте стоит фигура Девы Марии с младенцем. Его обрамляет россыпь архивольтов, обильно украшенных разными фигурами: ангелами, епископами, серафимами и т.д. В тимпан портала также помещены несколько скульптурных композиций: здесь и вход господень в Иерусалим, и Тайная вечеря, и Успение Девы Марии. Все это скульптурное изобилие датируется второй половиной 13 века.
От оригинального интерьера собора до наших дней дошло довольно мало. Куполовидные своды боковых нефов, сохранившиеся с 13 века, образованы стрельчатыми арками, опирающимися на опоры, составленные из больших полуколонн и маленьких колонн, капители которых украшены растительным орнаментом. Каждый свод разделен нервюрами на восемь запалубок. В первом пролете нефа, на стволе – у основания арки свода расположены скульптурные фигуры, которые принято идентифицировать с Фердинандом II, доньей Урракой, первым городским епископом и Франциском Ассизским. Северный неф собора украшает эффектное надгробие, известное под названием «алебастровый алтарь» (Altar de Alabastro), вырезанное скульптором Лукасом Митатой.
Настоящая главная капелла собора заменила первоначальную, разрушенную, в 16 веке. Капелла была известна своим ретабло, изготовленным между 1480 и 1488 годами Фернандо Гальего. В настоящее время оно находится в Музее университета Аризоны, в Туксоне. Представляет интерес кафедральный хор, скамьи которого из 72 сидений были заказаны в 1498 году Родриго Алеманом. Большой орган датируется концом 18 века, а органчик был изготовлен в 1727 году. Западный портал у подножия храма фланкируют две капеллы: капелла Скорбей (La capilla de los Dolores) и капелла Святых даров (La capilla del Santísimo). В центральной нише главного ретабло капеллы Святых даров покоится скульптура Девы Марии с младенцем, изготовленная в 15 веке из раскрашенного алебастра.
В 1889 году собор был провозглашен национальным памятником.