Золотая обитель Будды Шакьямуни, что на калмыцком звучит как Бурхн Багшин алтн сюме, является крупнейшим буддийским храмом (хурулом) не только в Республике Калмыкия, но и во всей Европе. Его освещение произошло 27 декабря 2005 года. Помимо этого в самом храме находится статуя Будды, признанная самой высокой в Европе. Благодаря этому Бурхн Багшин алтн сюме является главной достопримечательностью Элисты (столица Калмыкии), посмотреть на которую приезжают туристы со всех краев. Это действующий хурул, в котором регулярно проходят праздничные богослужения, обряды и ритуалы, молебны. Храм состоит из двух молитвенных залов, библиотеки, конференц-зала, резиденции Далай-ламы, и его высота достигает 56 метров.
Строительство храма произошло в кратчайшие сроки. В 2004 году в Элисту приехал Далай-лама XIV с пасторским визитом. Именно он дал благословение на строительство хурула, и уже через девять месяцев, 27 декабря 2005 года, состоялось официальное открытие и освещение Золотой обители Будды Шакьямуни. Открытие было приурочено к двум событиям – годовщине депортации калмыков на Дальний восток и в Сибирь, произошедшей в 1943 году, и к национальному празднику Зул. В церемонии участвовали монахи из центрального храма, Шаджин лама Калмыкии, Хамбо-лама Монголии, геше Чжампа Тинлей, представители Кымбы-ламы Республики Тыва, глава московского центра ламы Цзонкапы, владыка Элистинский и Калмыцкий Зосима, отец Дудко – представитель Патриархата православной русской церкви из Москвы. Кроме духовных представителей на открытие приехали члены правительства Тывы, Калмыкии, России, Напала, посланцы из стран Европы, Соединенных Штатов Америки, Индии, Японии.
Сам хурул имеет семь уровней. Первый уровень вмещает в себя конференц-зал, музей и библиотеку. Второй – молельный зал, называемый дуган, именно в нем находится двенадцатиметровая статуя Будды Шакьямуни. Это непростая статуя, внутри нее располагаются священные предметы – драгоценности, благовония, мантры, злаки и растения, произрастающие в регионе, земля, взятая из всех районов Калмыкии. Само изваяние покрыто сусальным золотом, и в него инкрустированы бриллианты. Третий уровень вмещает в себя комнаты для индивидуального приема. Именно в них приводят верующих, которые со всех концов света приезжают на прием к монахам, врачам и астрологам храма. Здесь же располагается администрация. На четвертом уровне находится малый конференц-зал и резиденции главы калмыцких буддистов Тэло Тулку Ринпоче. На пятом уровне располагается резиденция Тензина Гьяцо – Далай-ламы XIV. На шестом уровне – хозяйственные помещения, а на седьмом – комната, предназначенная для медитации, посещать которую могут лишь духовные лица.
Каждый день, с 8.30, в центральном хуруле проводят ритуалы-молебны за процветание Калмыкии, благополучие ее жителей, а также за счастье живых существ. Также во время утренних церемоний проводят так называемые обряды продления жизни, от плохих снов, от черного языка, для удаления препятствий. Монахи во время молебнов призывают буддийских богов, проводят их визуализацию, делают им подношения, чтобы они даровали всем присутствующим очищение и благословение. Каждую пятницу проводятся поминальные службы.
В определенные лунные дни, называемые мацк, монахи проводят ритуалы Будды медицины Манла (15 л. д), Зелёной Тары (8 л. д.), Окон-Тенгр (29 л. д.), Бурхн-Багш (30 л. д.). Тара – великая богиня, являющаяся воплощением активности Бодхисаттв и Будд. С ее помощью можно преодолеть препятствия, встающие на пути. Окон-Тенгр – защитница, имеющая связь с Калмыкией. Она, как и Тара, помогает решить проблемы. Будда медицины Манла может продлить жизнь, излечить от болезней. Все Бодхисаттвы и Будды – воплощение одного из аспектов ума Будды Шакьямуни. Так, Ваджрапани является воплощением силы ума Будды, Авалокитешвара – воплощение сострадания Будды, а Манджушри – воплощение мудрости Будды.
Золотая обитель Будды Шакьямуни – не только одна из главных и самых красивых достопримечательностей Калмыкии, это еще и крупнейший духовный буддийский центр в Европе. Буддисты со всех краев света съезжаются сюда, чтобы своими глазами увидеть этот великолепный хурул. Но он привлекает не только буддистов. Представители других вероисповеданий также часто приезжают в Бурхн Багшин алтн сюме полюбоваться им как культурным памятником.