Усадьбу Чернышевых, расположенную на северо-востоке Волоколамского района сегодня сложно назвать "русским Версалем". А ведь когда-то, именно такого аллегорического именования заслуживал этот дворцово-парковый ансамбль, отстроенный елизаветинским генералом Захаром Григорьевичем Чернышевым (1722-1784 г.г). Получив в 1752 году в наследование от отца часть земель Ярополецкой волости, Захар Григорьевич и не думал, что спустя каких-нибудь 12-15 лет начнет здесь бурное строительство небывалого доселе размаха.
В 1766 году генерал начал межевание земель, а двумя годами позже развернул строительство дома. Замысел отставного вельможи З.Г. Чернышева поражал своей масштабностью. В центре архитектурной композиции усадьбы стоял дворец (в 1788 году дополненный вторым этажом и оригинальными башнями с винтовыми лестницами), отстроенный в стиле раннего классицизма с элементами французского рококо. Кроме него в ансамбле имелись хозяйственные постройки, конные и скотные дворы, липовый парк, спускавшийся к пруду. Над созданием "Версаля" трудились архитекторы Баженов, Казаков и их ученики.
Такой увидела Чернышевскую подмосковную резиденцию императрица Екатерина II, посетившая эти места в 1755 году. К этому времени на территории усадьбы был разбит сад, с дивными оранжереями, украшенными барельефами, театр, мечеть, сооруженная в честь победы в войне с Турцией (1774 год). В память о визите императрицы в центре парка был поставлен обелиск. Эту эпоху можно считать периодом рассвета рода Чернышевых и их фамильной усадьбы.
С приходом большевиков к власти, усадьба Чернышевых стала использоваться как сельская больница, а затем как санаторий им. Павлика Морозова.
В 1941 году Ярополец был оккупирован фашистами. Тогда усадьба Чернышевых быстро утратила свой прежний лоск и совершенство русского Версаля.
Некогда прекрасные пышные оранжереи, Храм и дворец запустели, превратившись в графские развалины именитого рода Чернышевых. Это печальное словосочетание прославило усадьбу его плачевным состоянием. В 1953 году здесь был снят советский фильм "Графские Развалины". Мог ли представить отставной фельдмаршал, какая судьба уготована его родовому гнезду, ставшему для него впоследствии местом обретения вечного покоя?
О торжественном убранстве мраморной усыпальницы графа Чернышева сегодня лишь очень отдаленно напоминают руины Храма Казанской Божьей Матери. Эта Церковь была реконструирована вдовой фельдмаршала в 1798 году, и стала местом, куда был перенесен прах основателя родовой усадьбы.
Но трудно назвать Храм Казанской Божьей Матери усадьбы Чернышевых местом обретения покоя. Это место, словно магнит для вандалов, безмолвно хранит в себе их бесчеловечные зверства. Поругано всё, и генеральское надгробье, и церковный иконостас, и даже массивные мраморные колонны кому-то помешали своим торжественным видом…