В середине XIV века суздальско-нижегородские князья Борис и Андрей Константиновичи задумали основать в Суздале монастырь во имя Преображения Господня. По их просьбе в 1352 году настоятель Нижегородского Печерско-го монастыря преподобный Дионисий прислал в Суздаль своего ученика Евфи-мия, которому в ту пору было 36 лет. Для основания монастыря было выбрано место над рекой Каменкой на северной окраине Суздаля, и архиепископ Суздальский Иоанн при большом стечении народа водрузил здесь крест. Вскоре на этом месте были построены кельи, ограда и каменный Спасо-Преображенский собор.
Преподобный Евфимий был игуменом монастыря на протяжении пятидесяти двух лет и умер в 1404 году. Мощи преподобного Евфимия Суздальского были открыты в 1507 году, позднее он был канонизирован.
В 1670—1680-е годы вокруг монастыря были возведены крепостные стены с двадцатью башнями разной формы, с бойницами и амбразурами. Протяженность стен составляет 1200 метров. При этом учитывались особенности рельефа местности: со стороны реки, где береговой обрыв сам по себе является естественным укреплением, стены и башни невысоки, зато с юга, где к монастырю подступает ровное плато, стены и башни значительно выше и мощнее.
В том, что главная линия монастырских укреплений обращена к городу, многие исследователи видят отголоски «бунташного» XVII века — власти создали в Суздале каменный оплот, где в случае чего можно было отбиться от восставших. Спасо-Евфимиев монастырь стал сильнейшей крепостью Владимирской земли. Еще многие годы спустя в монастыре хранилось старинное оружие и пушки XVII века.
Проездная башня Спасо-Евфимиева монастыря является, бесспорно, самой красивой крепостной башней в России. Огромная, четырехугольная, высотой в 22 метра, она увенчивается крутым шатром с башенкой и флюгером в виде флажка. Нижний ярус башни хмуро смотрит круглыми «глазами» бойниц. Только два киота для икон выделяются на его стенах. Зато выше — сплошной ковер белокаменного узорочья, особенно ярко вырисовывающегося на кирпич-но-красном фоне башни. Надвратная Благовещенская церковь, вероятно, построена в XVI веке, хотя впервые она упоминается как каменная только в 1628— 1629 годах.
Главное здание монастыря — Спасо-Преображенский собор. Он построен в середине XVI века. В 17-м столетии его украсила богатая наружная роспись. К юго-восточному углу собора примыкает небольшая придельная церковь, которая была построена гораздо раньше основного храма — в 1507—1511 годах. Она сооружена над могилой преподобного Евфимия Суздальского. Собор расписан в 1689 году артелью костромских мастеров во главе со знаменитыми Гурием Никитиным и Силой Савиным. Совершенно в духе этих мастеров росписи стен Спасо-Преобра-женского собора производят впечатление узорчатого цветистого ковра. Среди сюжетов росписи — портреты царей Михаила Федоровича и Алексея Михайловича, великого князя владимирского Всеволода Большое Гнездо.
Роспись Евфимиевского придела посвящена сценам из жития преподобного Евфимия Суздальского. Среди них интересен необычный сюжет: св. Евфимий руководит монастырским строительством с чертежом в руках.
В Спасо-Преображенском соборе находилась очень древняя Корсунская икона Божьей Матери, привезенная из Греции первым епископом Суздальским Федором. Серебряная риза для этой иконы была сделана в 1590 году по заказу Де-мида Ивановича Черемисинова, казначея при царе Федоре Ивановиче. В ризнице монастыря хранились богатые вклады князя Пожарского.
Звонница монастыря построена в первые десятилетия XVI века. В дальнейшем она неоднократно перестраивалась. В основании звонницы была устроена маленькая церковка во имя Рождества Иоанна Предтечи. Возможно, что ее появление как-то связано с рождением у Василия III в 1530 году наследника Ивана — будущего Ивана Грозного. В 1599 году к первоначальному зданию звонницы был пристроен еще один пролет, а в 1691 году —еще два. Все сооружение увенчано палаткой — "часозвоней". Когда-то на ней стояли часы "с боем", а ныне от них остался только круг циферблата. Звонницу украшали очень старые колокола, самый древний из которых датировался 1560 годом.
Монастырская трапезная с шатровой церковью Успения построена около 1525 года. Трапезная палата некогда была расписана фресками, но от них уже ничего не осталось.
Спасо-Евфимиев монастырь иногда называли «русской Бастилией». Еще в XVIII веке здесь была устроена тюрьма для «безумствующих колодников». Сюда ссылали на покаяние опальных сановников и лиц духовного звания, всевозможных сектантов и еретиков, здесь находились в заключении некоторые участники пугачевского восстания и декабрист Ф. П. Шаховской.
В Спасо-Евфимиевском монастыре погребен князь Иван Васильевич Стрига-Оболенский, один из лучших воевод Василия Темного, известный своими победами над князем Дмитрием Шемякой при Костроме и над новгородской ратью под Рузой. В монастыре похоронены и некоторые из князей Хованских, а также весь род князей Пожарских, включая самого национального героя России князя Дмитрия Михайловича Пожарского. В 1612 году, когда земское ополчение уже шло освобождать Москву, князь Пожарский, оставив дела Кузьме Минину и князю Ивану Андреевичу Хованскому, специально приехал в Спасо-Евфимиев монастырь — «проститься у гробов родительских» и нагнал свое войско уже у Ростова Великого.
Над могилой спасителя России был установлен прекрасный мраморный памятник. После переворота 1917 года памятник был снесен, и даже само место могилы князя Пожарского утеряно. Известно только, что она находилась к востоку от собора, против его алтаря. В 1960-е годы в монастыре был установлен бюст князя Пожарского — якобы памятник на его могиле. О художественных достоинствах этого бюста говорить не будем — нельзя плохо отзываться об отсутствующих.
После 1917 года в монастыре размещались воинские части, был концлагерь, а во время войны — лагерь для военнопленных. В частности, здесь содержался взятый в плен под Сталинградом фельдмаршал Паулюс.