Клопский монастырь святой Троицы. 16-17 век. Также называется Михайло-Клопским монастырем.
Клопский монастырь святой Троицы расположен в 20 километрах к югу от Новгорода на правом берегу реки Веряжи недалеко от её впадения в озеро Ильмень.
Сейчас от монастыря сохранился только Троицкий собор, построенный во времена Ивана Грозного в 1569 году. До настоящего времени он не восстановлен после после войны 1941-1945 годов.
В 1412 г. в новгородской летописи указывается о постройке деревянной Троицкой церкви на Клопске. Возможно, к этому времени монастырь уже существовал. Деревянный храм простоял около 7 лет, в 1419 г. его заменил каменный храм, возведенный при игумене Феодосии. Летопись отмечает важную функциональную черту храма 1419 г. - наличие подцерковья.
Ансамбль Клопского монастыря в основном сложился в 60-70-е гг. XVI в. Троицкий собор и трапезная с Никольской церковью своими архитектурными особенностями напоминают многочисленные более ранние постройки Новгорода и его окрестностей, в которых отчетливо сказались московские веяния. О возведении Троицкого собора Новгородская третья летопись под 1562 г. сообщает, что в Клопском монастыре разобрали старую каменную церковь Святой Троицы, где находились мощи преподобного отца Михаила Клопского Чудотворца и во звели новую церковь по велению великого князя Ивана Васильевича, который выделил пятьдесят рублей из своей казны. В новой церкви был устроен гроб Михаила Клопского.
О постройке трапезной летописных данных не имеется, но упоминается в писцовых книгах под 1581 г. каменная церковь Николая Чудотворца с трапезной. Бесстолпный храм и, решенный как одностолпная палата, трапезный зал на едином подклете - характерный образ такого типа сооружения XVI в.
Троицкий собор четырехстолпный с тремя апсидами. Основной объем был завершен тремя главами. Многоглавие, исчезнувшее из практики новгородского храмового строительства в XII в., возобновляется в XVI в., но уже на общерусской типологической и стилистической основе. В архитектуре Троицкого собора черты традиционного новгородского стиля практически отсутствуют. Своеобразие объемной композиции здания придает паперть (галерея) во всю ширину западного фасада, по два придела с севера и юга (во имя Иоанна Лествичника, Федора Стратилата, Покрова и Усекновения главы Иоанна Предтечи), пятый придельный храм во имя Михаила Клопского находился в дьяконнике. Асимметрию композиции усиливала нехарактерная для Новгорода шатровая колокольня в юго-западной части здания. Еще одна черта общерусского храмового строительства этого периода - многопрестольность Троицкого собора. Эта особенность свойственная целому ряду храмов близких по времени Клопскому собору. Храм строился повелением царя Ивана Грозного и, по крайней мере, отчасти на его средства. Посвящение приделов Иоанну Лествичнику и Федору Стратилату указывает на стремление снискать небесное покровительство царским сыновьям - Иоанну и Федору. В остальных посвящениях также обнаруживается характерный для царя Ивана круг молитвенных тем, связанных с обращением к Троице, Богоматери, Иоанну Предтече и местному чудотворцу.
Самые значительные искажения здания связаны с ремонтными работами начала XIX в. Стены собора были надложены, устроено новое покрытие, а западная часть основного объема дополнена двумя декоративными главами. Были разобраны главы и своды приделов, исчезла колокольня, поновлению подверглась настенная живопись конца XVII - нач. XVIII вв. Тогда же были построены настоятельские покои, братские кельи, трехярусная колокольня над восточными воротами и каменная ограда.
В 1964-65 гг. под руководством архитектора Л.В.Красноречьева в Троицком соборе были проведены первоочередные консервационные работы. В настоящее время монастырь передан епархии, является действующим. Проводятся реставрационные работы.