Московский Манеж представляет собой одноэтажное здание с длиной боковых фасадов более 166 м и общей площадью ок. 6500 м². Здание выполнено в стиле классицизм: торцовые фасады украшены гладкими, без какого-либо декора, фронтонами и аркадой из 7 арочных проемов с окнами и дверьми.
Изначально Манеж строился как "Экзерциргауз" (дом для упражнений) - расчитанный на пехотный полк в 2 тысячи человек.
Главным фасадом предполагался Южный, выходящий к Кутафьей башне, (одному из 4-х входов в Кремль). Сторона, сегодня обращённая к Манежной площади, терялась среди городской застройки.
Известный российский инженер Лев Карбонье, главный инспектор гидравлических и земляных работ в Москве, начал воплощать проект в жизнь. Работы шли ударными темпами (что, без сомнения, было связано с особым вниманием царя к строительству). Со всех концов России в Москву свозили стволы вековых лиственниц для создания уникальных стропил, которые требовали особенно качественных материалов.
Через 8 месяцев после начала строительства, в пятилетнюю годовщину победы над Наполеоном, Экзерциргауз был торжественно открыт в присутствии императора. В честь открытия был проведен парад войск. В глазах жителей Москвы, Манеж сразу стал памятником победе в войне 1812 года.
* После 1917 года Манеж служил гаражом для правительственных автомашин. Его состояние ухудшается — балки проседают почти на метр.
* В 1930 г. их укрепляют металлическими листами и подпирают колоннами, которые разрушают простор интерьера.
* В 1941 г. в здание попадает немецкая фугасная бомба, оказавшаяся почти безвредной.
* После смерти Сталина здание возвращают городу.
* Работы по реставрации здания ведутся знаменитым реставратором Дм. Кульчинским. Производятся взрывы эстакад для автомобилей, очистка стен от масляной типографской краски, которой покрасили Манеж в войну для маскировки, восстановление по уцелевшему образцу рельефов с двуглавым орлом и Георгием Победоносцем, сбитых революционно настроенными товарищами. В восстановлении Манежа участвовали метростроевцы во главе с Василием Полежаевым.
* С 1957 года здание известно как «Центральный выставочный зал», ставший местом проведения выставок крупнейших советских и российских художников, ярмарок и других мероприятий.
* 1962, 1 декабря — «Новая реальность», выставка художников-авангардистов, во время посещения которой Никита Хрущёв подверг резкой критике творчество авторов выставлявшихся картин, заявив буквально: «Нашему народу такое не нужно!». Результатом негативного впечатления Хрущёва от этой выставки стала кампания против абстракционизма и формализма, развёрнутая в СССР.
* В 1970-е гг. зрители устремляются в Манеж смотреть Глазунова.
* В 1990-е годы в Манеже поселяется ярмарка авангардного искусства «ART-MIF».
* В 1996 году впервые проводится выставка «АРТ-Манеж».
* В 1998 году на выставке «Арт Манеж — 98» художник Авдей Тер-Оганьян провёл перформанс «Юный безбожник», в ходе которого разрубил топором православные иконы, после чего против него было заведено уголовное дело по обвинению в разжигании религиозной вражды.
* В первые годы XXI века с лёгкой руки московского мэра в стенах Манежа проходят всероссийские ярмарки мёда.
* 14 марта 2004 г. — пожар Манежа.
* апрель 2005 г. — Манеж открыт после реконструкции.
* Первым вернисажем, проведённым в Манеже после реконструкции, стала выставка художника Сергея Андрияки и его учеников.
14 марта 2004 года, в день выборов президента РФ, в здании Манежа случился пожар. Ему была присвоена высшая категория сложности; в ходе его тушения погибли двое пожарных. Пожар уничтожил произведения 92 российских театральных художников, собранных в Манеже на выставку «Итоги сезона».
В результате огнем была полностью уничтожена кровля. Неповрежденными остались только массив наружных стен.
В рамках восстановления здание Манежа было полностью перестроено; под ним была устроена подземная автостоянка, в здании были установлены эскалаторы, лифты, стеклянные ограждения. Также был «открыт» потолок здания и знаменитые «фермы Бетанкура», воссозданные заново. Слуховые окна на кровле вышли более акцентированными и заметными. Всё это, по мнению ряда архитекторов и искусствоведов, исказило первоначальный замысел А. А. Бетанкура и привело к возведению в центре столицы очередного «новодела». Проведённая реконструкция существенно увеличила выставочные площади Манежа, и парковочные места вблизи Кремля. Скорость с которой был восстановлен Манеж, обусловлена тем, что план его реконструкции был готов задолго до пожара и изначально оценивался в 25 млн евро.