В 2009 году музей "Малые Корелы" - крупнейший в России музей деревянного зодчества под открытым небом - празднует 45-летие со дня основания. 17 июля 1964 года Архангельским областным исполнительным комитетом было принято решение об открытии этнографического музея-заповедника деревянного зодчества на открытом воздухе. Сегодня в экспозиции музея на территории площадью 140 га представлены более 120 памятников деревянного зодчества XVI - XIX вв.
Историко-этнографические особенности региона, самобытную культуру и традиции поморов Русского Севера отражают уникальные культовые сооружения (церкви, колокольни, часовни, обетные кресты), все типы северорусского крестьянского жилища, хозяйственные постройки, сезонные крестьянские поселения. В 1996 году Указом Президента РФ ФГУК "Архангельский государственный музей деревянного зодчества и народного искусства "Малые Корелы" включен в свод особо ценных объектов культурного наследия народов Российской Федерации.
Хлебом-солью встречают сотрудники гостей музея, в числе которых иностранные делегации, известные люди, свадебные кортежи. Такое радушие приводит в музей тысячи людей. Только в 2008 году музей принял более 150 тысяч человек. Встречающие девушки одеты в костюмы, сшитые современными мастерами в полном соответствии с традициями. Узорное ткачество северных губерний отличает сдержанность и строгость композиций и колорита, который строится на сочетании красного цвета узора и белого или сероватого цвета льняного полотна. Вышитые и тканые узоры на полотенцах, девичьих и женских праздничных головных уборах, мужских и женских рубахах выполнялись не просто для украшения, но прежде всего как обереги и знаки благопожелания.
Храмовый ансамбль, состоящий из Вознесенской церкви (1669 г.) и колокольни (1854 г.) из села Кушерека Онежского района, расположен на центральной площади музея. Это один из немногих сохранившихся до наших дней храмов с кубоватым завершением.
Интересен интерьер дома М.А. Третьякова из деревни Гарь Каргопольского района. В избе по диагонали от печи находится красный угол. Это парадная, самая чистая и красивая часть избы. В углу крестьяне укрепляли божницу с иконами, украшая ее полотенцем с вышитыми концами. В красном углу ставили обеденный стол, за которым собиралась вся семья. Во главе стола на встроенной лавке сидел хозяин с сыновьями, дочери и снохи сидели на приставной скамье. Если в семье был грудной ребенок, то в центре избы обязательно висела зыбка. Над зыбкой сооружался полог из материнского сарафана. У каргопольских крестьян не было обычая запирать входные двери. Во время отсутствия хозяев сарафан, подвешенный над зыбкой, играл роль своеобразного оберега. Считалось, что он мог защитить ребенка от сглаза. Кроме того, сарафан, пропитанный запахом матери, успокаивал дитя.
Генеральный план создания музея "Малые Корелы" разработан коллективом специалистов под руководством архитектора Б.В.Гнедовского. Генпланом предусмотрено деление музея на 6 секторов в соответствии с историко-культурным районированием области. В настоящее время в структуре экспозиции 4 сектора: Каргопольско-Онежский, Двинской, Мезенский и Пинежский. В экспозицию со временем должны войти еще Важский и Поморский сектора. В каждом секторе отображается планировка и основные типы архитектуры тех или иных мест. Каргопольско-Онежский сектор - это река Онега; Двинской сектор объединяет дома, располагавшиеся по Двине; Мезенский - по Мезени, Важский - по Ваге; Поморский сектор - поселения приморских районов. В структуру фонда музея входят два выдающихся памятника архитектуры, сохранившихся на своих исторических местах в Приморском районе. Это Никольская церковь, 1584г. (с.Лявля) и редчайший трехчастный храмовый ансамбль XVIII в. (с.Нёнокса).