10 июля 1552 года на холме, откуда открывалась панорама речного берега, Иван Грозный наблюдал за переправой через Оку русских войск, шедших в поход на Казань. Шатер Ивана Грозного простоял здесь 10 дней — столько длилась переправа войск и обоза, и 20 июля царская ставка была свернута...
А в следующем, 1553 году в Муром приехала присланная Иваном Грозным артель московских и псковских каменщиков — в благодарность за помощь муромских чудотворцев в овладении Казанью царь пожелал украсить город каменными церквами. Так на берегу Оки, на том самом месте, где находилась царская ставка, поднялась к небу высокая шатровая церковь во имя Свв. Козьмы и Дамиа-на — первый храм-памятник на Руси, посвященный «Казанскому взятию».
По преданию, посвящение церкви свв. целителям — бессребреникам Козьме и Дамиану связано с тем, что царь, живя в шатре, простудился и лежал некоторое время больной, но быстро оправился и продолжил свой путь к Казани. Несмотря на относительно небольшие размеры, необыкновенно своеобразная и узорочная Козьмодемьянская церковь долгое время являлась одним из главных сооружений, определявших силуэт города. Церковь отчасти напоминает собой центральный храм собора Василия Блаженного. Ее увенчивал необычный ребристый шатер, установленный на шестнадцатигранном основании.
В храме царит полумрак — внутрь свет проникает только из трех окон. Ранее свет падал и сверху, из окошек барабана, увенчивавшего высокий шатер.
Весной 1868 года произошла катастрофа — обвалился шатер церкви. Престол и уцелевшие иконы и утварь были перенесены в муромскую Смоленскую церковь, построенную в 1804 году, которая с той поры стала именоваться Ново-Козьмодемьянской. Сюда же была перенесена древняя храмовая икона «Свв. Косьма и Дамиан», ныне находящаяся в Муромском музее.
Уже более ста лет храм находится в полуразрушенном состоянии. Сегодня, глядя на его уцелевшую нижняя часть, прикрытую железным колпаком, трудно представить, что некогда это был один из прекраснейших храмов России.
Расположенный на крутом берегу Оки, на одном из самых красивых мест Мурома Свято Спасский монастырь — древнейший монастырь на Северо-Востоке Руси. Он существовал уже в 1096 году и был первым очагом христианства в огромном языческом крае. Как считают, основателем монастыря был св. благоверный князь Глеб Муромский — один из первых русских святых, убитый Святополком Окаянным вместе со своим братом — св. благоверным князем Борисом. Князь Глеб построил в Муроме, при своем дворе, церковь Спаса Всемилостивого, при которой, вероятно, спустя несколько лет и возник Муромский Спасский монастырь. Первоначально он назывался «Спасский, что на бору».
Впервые летопись упоминает о монастыре в связи с княжеской междоусобицей 1095 — 1096 годов, когда в Муроме укрепился изгнанный из Смоленска князь Изяслав, сын Владимира Мономаха. К стенам Мурома подступила дружина его противника, князя Олега Святославича Черниговского. В «лютой сече» князь Изяслав был убит. К чести Олега, надо сказать, что он очень сожалел о гибели Изяслава и горько его оплакивал, что в итоге привело к его примирению с Владимиром Мономахом. А князь Изяслав Владимирович был похоронен в муромском Спасском монастыре, и позже его останки были перенесены в Софийский собор в Новгороде.
В 1552 году в Спасский монастырь приехал Иван Грозный — поклониться праху «сродников своих» и помолиться чудотворцам муромским о даровании победы и одоления в Казанском походе. Кстати, в «Казанском взятии» самое активное участие приняли муромские дворяне, составившие отдельный полк, который отличился при взятии Казани.
Отменной храбростью сияющи во стане, Сложились муромски в особый полк дворяне. Явилися они, как страшны львы в бою, И славу сделали бессмертную свою, — писал в «Россиаде» известный поэт XVIII века М. М. Херасков.
На средства, пожалованные Грозным Спасскому монастырю после возвращения из похода, в обители был сооружен Спасо-Преображенский собор. Тогда же царь сделал в Спасский монастырь богатые вклады, прислав сюда утварь, иконы и книги — «образы и освечи и книги и ризы и на колокольнице колокола и все монас-трское строение Государево».
Моровая язва 1570 года, опричнина, Смутное время — вся эта цепь катастроф, особенно больно ударивших по Мурому, привела в упадок как сам город, так и его святыни. Только в 1630-е годы в Спасском монастыре возобновилось каменное строительство. В 1687 году были построены двухэтажные настоятельские покои — единственная сохранившаяся до наших дней гражданская постройка Мурома XVII века.
Главный храм монастыря, Спасо-Преображенский собор, сооружен в те же годы, что и Козьмодемьянская церковь. Его строили присланный Иваном Грозным в Муром московские мастера. Несмотря на позднейшие изменения — пристройку 1839 года, растесанные окна, луковичные купола, сделанные вместо шлемовидных — собор в основном сохранил свой первоначальный облик — строгий и ясный. Вероятно, это самый «классический» монастырский собор XVI века.
В нем хранились древние иконы Преображения Господня и Св. евангелиста Иоанна Богослова.
В 1690—1691 годах на средства дворян Чертковых в монастыре была построена двухэтажная Покровская церковь с трапезной палатой. На первом этаже размещались монастырские кладовые, поварня и хлебня. В середине 17-го столетия рядом с трапезной была построена высокая трехъярусная колокольня. Самый древний колокол из висевших на ней был отлит в 17-м столетии.
Ограда, живописные декоративные башни и надвратная церковь со Святыми воротами построены уже в XIX веке. Во втором ярусе Святых ворот находилась монастырская библиотека, известная своим собранием старинных актов и грамот. В ризнице монастыря хранилась одна из первых печатных книг — Евангелие XVI века, отпечатанное в Вильне в типографии Франциска Скорины.