Вход для пользователей
E-mail: 
Пароль:   
 запомнить меня
регистрация   забыли пароль?
  ГлавнаяСтраныНовостиСтатьиФото галереиРейтинг турсайтов
>> все страны >> Россия

Кизилташский Свято-Стефано-Сурожский мужской монастырь - Россия


Кизилташский Свято-Стефано-Сурожский мужской монастырь



В тихом урочище Кизилташ, среди красных скал спрятался небольшой монастырь, историю которого мне бы хотелось рассказать.

Есть достоверные сведения о том, что в начале XIV века в Крыму активно действовал армянский монастырь Кизилташ и что в этом монастыре действовала духовная школа или семинария, в которой в числе других предметов преподавалась и духовная музыка. Известно также, что некоторое время спустя, приблизительно во второй четверти XIV века, священнослужителями этого монастыря была построена новая церковь во имя св. Богородицы, однако название святыни, действовавшей до сооружения новой церкви, пока остается неизвестным.

Кизилташский Свято-Стефано-Сурожский мужской монастырь


Записи армянских рукописей свидетельствуют о том, что еще в начале XIV века усилиями архимандритов Аветика и Петроса успешно действовали духовные семинарии монастырей Кимчак (на окраине Сурхата) и Кизилташ (близ села Щебетовка), куда учиться приезжали даже из Армении. Так, инок Вардан, впоследствии обосновавшийся в Иерусалиме, пишет, что из своего родного Баберда «в юношеском возрасте отправился в Крым, к святому вардапету Аветису Хотачараку (обучаться) у него, затем ученичествовал у настоятеля Петроса» и усвоил духовные песнопения «в монастыре, что называется Гзлташ, и стал абеха». Таким образом, Вардан сначала учился у Хотачарака, а значит, в Кимчаксом монастыре, а затем — в Гзлташском, или Кизилташском, монастыре…

Кизилташский Свято-Стефано-Сурожский мужской монастырь


Судя по всему, еще до захвата Крыма турками монастырь пришел в запустение, так как среди 19 деревень, которые при турках были включены в Судакский кадылык, Кизилташ как таковой указан не был. Вероятно, что на тот момент там не было какого-либо значимого поселения. В целом, к началу XV века начинается постепенное угасание монастырей, причиной которому, вероятно, можно назвать переход от феодального строя к капитализму, в котором церкви отводилась формальная роль. Так или иначе, в 1449 году писец Мартирос сообщает, что книгу, содержащую сочинение Григора Татэваци, он скопировал «в горькое и недоброе время при уменьшении (числа) святых монастырей». В 1467 году тот же писец Мартирос пишет, что скопировал Четьи Минею «в горькое время, в котором уменьшились святость и праведность в людях, и убавились в стране востребованность в священных писаниях и чтение священных слов Божьих». Или же: «...написал Четьи Минею сию в память о душе моей и родителей (моих), в летосчисление Армянское 916 [в 1467 году], в отсталое время, по мнению мудрецов...»

Дальнейшая судьба армянского монастыря для меня не известна. Хотя, известно, что после изгнания турками генуэзцев, истребления, выселения и продажи в рабство подавляющего большинства армян и греков турецко-татарская администрация создала относительно терпимые условия для армянского духовенства Крыма и даже вернула ему часть его церковных зданий. В этой связи весьма важным является сообщение Мартина Броневского от 1578 года. Обращаясь к бедственному положению Кафы, он пишет:

«только две католические церкви и армянские остались целы, потому что турки издревле оставили им право иметь собственных священников для отправления богослужения»

И хотя автор не называет количество сохранившихся армянских церквей, однако ясно, что армянам была дана возможность возобновить деятельность значительной части своих прежних духовных центров в Кафе. Несмотря на это, внушительное число бывших армянских церковных зданий, как в Кафе, так и в других городах и поселениях полуострова, пустовало из-за резкого снижения численности армян. Что касается отдаленных скитов и монастырей, то после установления турецкого господства, те, за незначительными исключениями, навсегда прекратили свою деятельность.

Кеппен, посещая Крым в 1837 году, пишет следующее:

«Близ Отуз, верстах в шести от деревни, несколько вправо от дороги Таракташской, есть в скале Кызылташской пещера глубиною в 17 шагов, которая иногда привлекает к себе богомольцев. В конце оной, на столе, заменяющем здесь олтарь, при образе лежит обломок беломраморной плиты, величиною вершков в пять, на коем изсечен лик какого-то Святого1, судя о венцу (Aureol), окружающему главу»

То есть к тому времени не остается никаких построек, которые бы стоило упоминать. Уже при постройке монастыря, который в последствии будет назван «Кизилташским Свято-Стефано-Сурожским монастырем», в середине XIX века, монахи видели там большой камень кубической формы с изображением креста на одной из сторон. Предполагалось, что это престол. А на дне глубокого потока, омывавшего киновию с запада, тогда обнаружили часть мраморной колонны с изображением лика одного из апостолов.

В общем-то, следующий виток истории и начинается с обоснование в 1856 году в Кизилташе мужского монастыря.

В середине двадцатых годов XIX века пастух из Отуз пас стадо неподалеку от пещеры, посетив которую, случайно обнаружил плавающую в источнике деревянную икону Божией Матери, которую в последствии передал греку-купцу Пластару, а тот, в свою очередь, прибыв в Феодосию, передал ее протоиерею Иосифу. В последствии, эта икона будет установлена в Кизилташском монастыре, но это будет позже. Пока же, прослышав о чудесной находке, пещеру начинают посещать богомольцы, число которых постепенно увеличивалось. Вскоре установилась ежегодная традиция: собираться на Богослужения в день Успения Пресвятой Богородицы, и в день памяти святителя Николая Чудотворца. Бывало так, что в день Успения Пресвятой Богородицы, по свидетельству современников, у святого источника собиралось «до 700 душ народа болгарского, греческого, татарского и русского происхождения». В 1830-х годах в этих местах поселяется болгарская девушка Константина2 из с. Кишлав (Курское) и живет в пещере в одиночестве и молитве. Ей пришлось покинуть Кизилташ, когда там была основана киновия во имя св. Стефана Сурожского.

В начале 1850 г. в Крым, привлеченные слухами о святом целебном источнике, пришли два странника – бывший крепостной крестьянин из Калужской губернии Андронник и отставной вахмистр Пантелеймон, и поселились не далеко от пещеры, устроив себе временное жилище.

Деятельный Андроник быстро познакомился и сблизился с местным православным населением, и, благодаря своей крестьянской практичности, устраивал сложные сделки. Он уговорил кизилташского землевладельца доктора Виноградова продать участок земли в 157 десятин4 действительному статскому советнику Кашкадамову, после чего убедил последнего переуступить эту землю в пользу будущей киновии.

В 1852 году архиепископу Херсонскому и Таврическому Иннкентирую было подано прошение от именитых и состоятельных граждан Феодосии и Судака об открытии в Кизилташе киновии, которую они обещали всячески поддерживать. В последствии, благодаря личной просьбе Преосвещенного Иннокентия, надворная советница Екатерина Виноградова пожертвовала киновии три десятины земли с лесом.

Дальнейшие планы были нарушены из-за начала Крымской войны 1853—1856 гг., а затем и из-за кончины владыки3. К тому времени Андроник и Пантейлемон приступили к сооружению молитвенного дома и двух жилых помещений.

Первое серьезное прошествие уже в XX веке случилось в Феодосийском подворье, которое находилось среди городских дач. Постоянно проживал здесь только один человек, послушник Александр Гостинщев. 16 февраля 1907 года его и приехавшего на кануне о. Эразма обнаружили мёртвыми. Орудие убийство, топор, было обнаружено на месте преступления. Из пропавших вещей обнаружились только серебрянный крест и серебрянные часы о. Эразма. Убийц так и не нашли.

22 апреля 1920 года было совершён налет на монастырь, в результате чего монастырь был ограблен, похищены монастырские бумаги, деньги, сберегательные книжки и процентные банковские бумаги — всего на 83 135 рублей.

В течение 1921 года, после того, как проживающие в киновии монахи и послушники приняли решение организовать трудовую общину, в комиссию по отделению церкви от государства при Феодосийском Ревкоме обратились 35 членов Кизилташской трудовой артели с просьбой о бесплатной передаче в их пользование для организации богослужений имущества Успенской и Серафимовской церквей, расположенных на территории монастыря. Община поручала от своего имени заключить договор с органами власти иеромонаху Макарию Константиновичу Кобецу. После посещения комиссии и ряда заседаний было принято решение на базе общины создать детскую трудовую колонию.

При создании колонии была составлена подробная опись движимого и недвижимого имущества монастыря, из которой видно, что община владела в 1921 году 227 десятинами и 971 саженями земли. Из них 5 десятин были заняты садом, 3 — виноградником, 1 десятина — огородом, 3 десятины — пахотной землей. Сенокос и постройки занимали 13 десятин. Лесные угодья — 177 десятин и 661 сажень. Непригодной для обработки земли было 25 десятин и 310 саженей.

На территории монастыря было построено 2 каменных церкви, 2 двухэтажных и 5 одноэтажных каменных домов, в которых насчитывалось 50 жилых комнат, а так же 20 хозяйственных и подсобных помещений. Общине принадлежали 7 коров, 3 вола, 3 лошади, 20 кур и 27 пчелиных ульев, а также более 500 обиходных вещей и инвентаря.

В городе Феодосии на ул. Институтской находилось подворье монастыря, состоящее из каменного одноэтажного дома длиной 11 и шириной 4 сажени. Общая площадь подворья составляла 232 кв. сажени, огражденных каменной стеной с железными въездными воротами.

Уже в 1923 году был поднят вопрос о ликвидации Кизилташского монастыря и 5 октября 1923 года Президиум КрымЦИК согласился с заключением НКВД Крыма о такой необходимости, в этом же году колокола были переданы по просьбам жителей в окрестные деревни, а уже после, в 1928 году были снесены купола церквей.

29 октября 1998 года Государственный комитет Украины по делам религий зарегистрировал Устав Кизилташского мужского монастыря Святого Стефана Сурожского, что является началом нового трудного этапа в восстановлении этой христианской обители.

Такой перерыв обусловлен тем, что после войны на территории с. Кизилташ был организован Украинский арсенал, где хранилось ядерное оружие для Черноморского флота. До самого развала СССР это была закрытая территория, за несколькими рядами колючей проволоки и строгим пропускным режимом. Сами здания монастыря были уничтожены еще при строительстве арсенала в пятидесятые годы. Монастырь буквально был стёрт с лица земли.

Сейчас ведутся восстановительные работы, постепенно обустраивается территория. Были расчищены фундаменты старых построек, возведены новые (общежитие, временная церковь, мастерские и пр.). В последнее моё посещение строительство новой церкви было практически закончено.

Также обустраивается территория вокруг монастыря. Была сооружена лестница к пещере, появились скамейки у колодца, да и в целом, местность все более и более приобретать обжилой вид. И это не смотря на то, что проживает там не больше 10 человек. Было бы интересно посетить его ещё раз, сравнить. Остается надеяться, что это удастся в ближайшее время :)

В Кизилташ ходит пригородный автобус «Феодосия—Урочище», который проходит через Коктебель и Щебетовку. После того, как доберетесь до места, придется обогнуть воинскую часть. Для этого необходимо найти старую котельную (в любом случае, это ваш основной ориентир), которая уже не функционирует, и от нее пройти метров 70—100 в сторону моря. Пройти надо для того, чтобы выйти на тропу, которая на протяжении всего маршрута помечена красными крестиками. Метки указаны либо на деревьях, либо на камнях.




Добавить комментарий >>
Ваше имя:
           
Комментарий:
8+7=
*
Введите сумму двух чисел.




  • Города России
  • Абакан
  • Абзаково
  • Адлер
  • Алтай
  • Анапа
  • Архангельск
  • Астрахань
  • Байкал
  • Банное
  • Барнаул
  • Белгород
  • Белокуриха
  • Береговое (Кастрополь)
  • Валдай
  • Великий Новгород
  • Великий Устюг
  • Владивосток
  • Владимир
  • Волгоград
  • Вологда
  • Воронеж
  • Выборг
  • Гладенькая
  • Горячий ключ
  • Гусь Хрустальный
  • Домбай
  • Ейск
  • Екатеринбург
  • Ессентуки
  • Железноводск
  • Заозерное
  • Иваново
  • Ижевск
  • Иркутск
  • Казань
  • Калининград
  • Камчатка
  • Карелия
  • Кацивели
  • Кача
  • Кировск
  • Кисловодск
  • Коломна
  • Кольчугино
  • Кострома
  • Красная Поляна
  • Краснодар
  • Красноярск
  • Курск
  • Марциальные воды
  • Минеральные воды
  • Мирный
  • Можайск
  • Мончегорск
  • Москва
  • Муром
  • Мценск
  • Мышкин
  • Новороссийск
  • Орджоникидзе
  • Пенза
  • Переславль-Залесский
  • Плес
  • Приэльбрусье
  • Псков
  • Пятигорск
  • Ростов Великий
  • Ростов-на-Дону
  • Рыбинск
  • Рязань
  • Самара
  • Санкт-Петербург
  • Саратов
  • Сергиев Посад
  • Смоленск
  • Солнечная долина
  • Соловецкие острова
  • Сочи
  • Суздаль
  • Тамбов
  • Тверь
  • Тобольск
  • Тольятти
  • Торжок
  • Туапсе
  • Тула
  • Тюмень
  • Углич
  • Угловое
  • Ульяновск
  • Уфа
  • Хабаровск
  • Ханты-Мансийск
  • Чебоксары
  • Чегет
  • Челябинск
  • Шерегеш
  • Южно-Сахалинск
  • Ярославль

  • Австрия
    Андорра
    Бельгия
    Болгария
    Великобритания
    Венгрия
    Германия
    Греция
    Грузия
    Дания
    Египет
    Израиль
    Индия
    Испания
    Италия
    Кипр
    Китай
    Мальдивы
    Мальта
    Марокко
    Монако
    Нидерланды
    Норвегия
    ОАЭ
    Португалия
    Россия
    Сан-Марино
    Сейшелы
    Словакия
    Словения
    Тунис
    Турция
    Украина
    Франция
    Хорватия
    Черногория
    Чехия
    Швейцария
    Швеция
    Япония
    все страны мира

  • Виды отдыха


  • Пляжный
    Горнолыжный
    Образовательно-познавательный
    Бизнес-туризм
    Дайвинг
    Лечебно-оздоровительный
    Экскурсионный
    Выходного дня
    Детский
    Новогодний
    Экзотический
    Экстремальный
    Круиз
    Экологический
    Паломнический