Крымско-татарский город-крепость Гёзлёв, расположенный восточнее Керкинитиды, возник около XIII века н. э., и за короткое время два эти поселения слились в одно под общим названием Гёзлёв.
В переводе с тюркского «гёз-лёв» - «сто глаз», «сто огней» или «дом ста глаз». Город, видно назвали так из-за множества огней, зажигаемых в домах и видных далеко в море и в степи. К тому же, Гёзлёв был наблюдательным постом, являлся не только портовым, но и военным форпостом на западном побережье недавно образованного Крымского ханства.
Средневековый Гёзлёв разделялся на две части: торгово-ремесленную, которая занимала восточную и юго-восточную окраину города, и жилую, которая располагалась в южной, западной и северной частях города. Хаотично застроенные жилые кварталы были похожи на паутину из множества ломаных улочек, переулков, многочисленных тупиков и небольших площадей. В городе были отдельные крепости и башни для военного гарнизона.
В северной части города располагался квартал караимов с кенасой. В северо-восточной части, за пределами города был армяно-григорианский квартал с церковью. На северо-западе жили крымчаки, здесь же был их храм - каал. Остальные кварталы были крымско-татарскими, и в каждом была своя мечеть.
В самом городе располагались кофейни, купеческие лавки, слесарные, обувные, кузнечные, столярные и другие мастерские. Более десятка постоялых дворов принимали приезжих купцов, съезжавшихся в портовый город за товарами.
Город рос, богател, украшался новыми постройками. Его визитной карточкой стали великолепные мечети, мраморные бани - хамамы, прекрасные фонтаны.
В XVII веке в Гёзлёве насчитывалось семь источников живой воды. Её давали знаменитые гёзлёвские фонтаны. Из глубоких колодцев северо-западной части города по трубам вода поступала в резервуары-бассейны, а затем по кирязам (подземным галереям) попадала в фонтаны, в мечети, в бани и в жилые дома знати и горожан.
После вечернего эзана все городские ворота запирались, и горожанам запрещалось без особой нужды появляться на улицах Гёзлёва. Только дервиши имели привилегию перемещаться тогда, когда им это было нужно.
В городе было несколько текие, но главная обитель дервишей – Текие ордена Мевлеви находилась за пределами города. По соседству с ним, за городом вскоре расположились ремесленно-торговые посады, образуя перед главными воротами города оживлённую площадь и базар. За пределами городской черты крымско-татарские ремесленники образовывали слободы, где разворачивали своё производство. Караимы за городом разбили виноградники и занялись выращиванием бахчевых культур.
Границей средневекового города было большое мусульманское кладбище.
В начале XVII века были отремонтированы старые крепостные стены и в западной части города выстроены новые.
В XVIII веке в Гёзлёве было 2,5 тысячи домов, в основном каменных, 200 частных лавок различного назначения и 111 - казённых, более двадцати кофеен, столько же пекарен, множество плотницких заведений, кузнечных мастерских и кожевенных фабрик...
В 1783 году после присоединения Крыма к России, город переименовали в Евпаторию, по имени царя Боспорского царства Митридата VI Евпатора.