Фонтан-ротонда «Натали и Александр» — дар городу от правительства Москвы к двухсотлетнему юбилею со дня рождения А. С. Пушкина — сооружен 6 июня 1999 года молодыми архитекторами Михаилом Беловым и Максимом Харитоновым. Скульптурную композицию, изображающую поэта рядом с женой — «первой красавицей России», — создал в бронзе молодой представитель московской школы пластики Михаил Дронов. Этот фонтан является частью проекта благоустройства длинного клина городской территории, заключенного между Большой и Малой Никитскими улицами: от сквера с памятником А. Толстому — до храма Большого Вознесения, и потом от храма — до проезжей части весьма загруженной транспортом и весьма любимой москвичами площади.
Выбор места для монумента не случаен. Фонтан-ротонда служит нам напоминаем, что много лет назад рядом с этим местом в церкви Вознесения в начале XIX века венчали Александра Сергеевича Пушкина с Натальей Гончаровой. Получилось необычно и даже сентиментально — романтический островок в океане автомобильных пробок, в самом центре города… Сейчас к этому фонтану любят приезжать новобрачные.
Знаменитый каррарский мрамор для колонн, окружающих фонтан, был привезен из Италии. На колонны водрузили золотистый купол из металлических «черепичек», уложенных в 30 рядов, по 90 пластинок в каждом ряду. Прежде чем сомкнуться наверху, «черепички» постепенно уменьшаются. Точный расчет размеров пластин произвели специалисты из Института физики высоких энергий (г. Протвино), в этом же институте пластины были изготовлены на станках с числовым программным управлением и с применени ем лазерной технологии. «Черепички» выполнены из нержавеющей стали и покрыты нитридом титана, что обеспечивает не только «натуральный золотой» блеск, но и требуемые прочность и долговечность. Общий вес металлоконструкции — около тонны.
Этот монумент имеет много особенностей. Во-первых, по словам архитектора Михаила Белова, «это единственный объект в мире, у которого есть вертикальная точка схода: там раструбы колонн и купол соединяются в перспективе. Ни у Борромини, ни у Палладио такого не было! Я хотел сделать нечто среднее между античным храмом и псковским грибом-боровиком, который чудесным образом вылез из земли (что для меня и есть Пушкин). Без всякого юмора, с пиететом. И мне кажется, он врос, этот гриб, и держит площадь, стал ее винтиком. При этом все утилитарно: всего лишь пешеходный переход, а одновременно еще и фонтан».
Вторая примечательная особенность монумента: Пушкин тут выше Натальи Гончаровой, что, конечно, историческая неправда, но льстит мужчинам. Уникально и то, что, воду из фонтана якобы можно пить: она проходит через угольные фильтры, очищающие ее до состояния родниковой. И еще существует мнение, что под фонтаном сидит особый мужик, который регулирует силу струй. Все это, естественно, работает в теплое время года.