Солидный особняк в неоклассическом стиле на углу Патриаршего переулка и Спиридоновки был построен в начале XX века архитектором И. В. Жолтовским (1867-1959) для Григория Тарасова, богатейшего купца, совладельца крупного торгового семейного предприятия. Григорий Григорьевич (по другим сведениям, Гавриил Асланович) Тарасов, принадлежавший к третьему поколению купеческой фамилии, начал строить дом на Спиридоновке в 1909 г., но не дожил до завершения строительства, скончавшись в 1911-м. Достраивали дом (был окончен вчерне в 1912 г.) уже сыновья Г. Г. Тарасова, но обосноваться в родовом гнезде наследники также не успели — после революции 1917 г. дом был национализирован. Тем не менее, на здании успела покрасоваться горделивая надпись по-латыни GABRIELS TARASSOF FECIT («Гавриил Тарасов сделал»).
Появление подобного дома вполне соответствовало тенденции тех лет — обращению к разнообразному архитектурному наследию Европы. Прототипом особняка стал палаццо Тьене в Виченце, созданный по проекту великого итальянского зодчего позднего Возрождения Андреа Палладио (Андреа ди Пьетро, 1508-1580). Оба уличных фасада дома Тарасова с некоторыми изменениями повторяют это строение эпохи Ренессанса. Однако творение Жолтовского имеет иные пропорции, схожие с пропорциями Дворца Дожей в Венеции.
С фасадов дом представляется единым кубическим блоком, но объемно-пространственная композиция постройки решена в виде двухэтажных корпусов, расположенных по красной линии улицы и переулка, которые вместе со служебными постройками создают открытый внутренний дворик. Крупные формы декора, облицовка фасадов, имитирующая каменные блоки, темно-серый цвет придают зданию массивную монолитность. При этом арочный въезд во двор, его открытые ряды колонн (ныне утраченные) создавали перспективу внутренних двориков, схожих с подобными в итальянских палаццо. Сегодня арка накрыта стеклянной крышей и используется в качестве служебного помещения.
Большая часть интерьеров дома дошла до наших дней. Главные помещения объединены в анфиладу, большой объем просторных парадных залов гармонично сочетается с гладкими стенами и расписными потолками. Здесь все напоминает о творчестве Палладио — отдельные «узлы» лестниц, своды, камины, группы колонн, рисунок кессонов деревянных потолков, четверти пилястр в углах. Созданные постоянным сотрудником Жолтовского художником И. И. Нивинским росписи сводов и потолков, а также живописный фриз большого зала, написанный художником Е. Е. Лансере, помогают «узнаванию» ренессансной Италии, вводят в круг образов Возрождения.
В настоящее время в доме размещается Институт Африки РАН.
Спиридоновка ул., 30
м. Баррикадная, Маяковская, Пушкинская