Вход для пользователей
E-mail: 
Пароль:   
 запомнить меня
регистрация   забыли пароль?
  Главная   Страны   Новости   Статьи   Фото галереи
>> все страны >> Россия >> Санкт-Петербург

Большой Санкт-Петербургский государственный цирк на Фонтанке - Россия , Санкт-Петербург


Большой Санкт-Петербургский государственный цирк на Фонтанке



В 1877г. в Санкт-Петербурге открылось первое в России каменное здание цирка, построенное с учетом специфики циркового зрелища.

"Новое зданiе ... сделало бы честь даже не настолько скромной и скучной местности, какъ уголокъ къ Семiоновскому мосту и на Фонтанку... Наружность новаго цирка больше чем красивая...".

Большой Санкт-Петербургский государственный цирк на Фонтанке


Так писал автор статьи "Каменный цирк Чинизелли", помещенной в журнале "Всемирная иллюстрация" № 384 8 мая 1876г.

Большой Санкт-Петербургский государственный цирк на Фонтанке


Читатели могли убедиться в правоте автора, взглянув на изображение проекта нового цирка, выполненного художником О. Май. При воплощении проекта были внесены изменения в убранство фасада. Новое более легкое пластическое решение органично сочеталось с назначением здания. Действительно, первый каменный цирк России поражал и величием, и изяществом, радовал взор современников, "мало избалованныхъ еще роскошью публичныхъ зданiй" (там же), богатым декором, особенно нарядным со стороны главного подъезда. Одним из красивейших цирков Европы назвали это здание артисты, видавшие на своем европейском гастрольном пути немало цирков.

До начала строительства цирка на "уголке к Семионовскому мосту и на Фонтанку" стояли экипажи извозчиков. Рядом, в сквере Инженерного замка, гуляли няньки с детьми. А цирковой оркестр гремел на Михайловской (ныне Манежная) площади, в цирке Карла Гинне. Этот деревянный цирк господину Гинне было разрешено открыть в 1867г. сроком на 1 год. Однако неугомонному немецкому артисту удавалось продлевать разрешение на последующие годы. Одновременно с этим Карл Гинне предпринимал попытки получить в аренду участок Инженерного сквера, "на уголке к Семионовскому мосту и на Фонтанку", для постройки каменного стационарного цирка. Неоднократные отказы городской власти в удовлетворении его ходатайства и нарастающие сложности в деле содержания ветшающего цирка заставляют Гинне в 1872 году покинуть Петербург. Управление цирком он передает своему зятю (мужу сестры) - Гаэтано Чинизелли.

Гаэтано Чинизелли к этому времени был весьма значительной фигурой в цирковом мире. Вот несколько слов о нем, сказанных современником: Это был утонченный, изящный наездник, прекрасно чувствующий лошадь и умеющий подчинить ее своей воле. Дрессировка и верховая езда полностью поглощали его мысли. Достойный ученик великого мэтра Боше, Чинизелли поднялся на недосягаемую высоту". Впервые Г. Чинизелли с женой Вильгельминой Гинне (конной наездницей, сестрой Карла Гинне) и 6-летним сыном Андреа появился в России в 1846 году. Тогда его пригласил для усиления программы соотечественник и учитель Александр Гверра, который владел деревянным цирком, стоявшим на месте нынешнего Мариинского театра. В следующем году Гаэтано покидает Россию и возвращается сюда только в 1869 по вызову шурина Карла Гинне спасать положение в цирке на Михайловской площади. За прошедшие со времени отъезда из России 22 года Г. Чинизелли завоевал первоклассную репутацию в Европе, получил звание Почетного шталмейстера Его Императорского Величества короля Италии Виктора Эммануэля II и организовал собственную труппу, ядро которой составляли члены его многочисленной семьи.

Предприимчивый и настойчивый, стремившийся развернуть свое дело в России, Чинизелли задался целью приобрести участок Инженерного сквера для постройки собственного каменного цирка. С темпераментом конного наездника и упорством дрессировщика лошадей, используя свои светские связи, он начал добиваться у городских властей разрешения на приобретение заветного участка. У Санкт-Петербургской городской думы были готовые мотивировки отказа на подобные притязания, в которых в частности говорилось, что "цирк не имеет того общеобразовательного значения, как театр", где "народ" мог бы "за доступную плату… умственно и душевно отдохнуть"; кроме того, "постройкою цирка закроется фасад одного из замечательных зданий Петербурга, именно Инженерного замка"; а дети, гуляющие в сквере, будут лишены этой возможности, т.к. "останется клочок, который будет граничить с конюшнями цирка". В очередной докладной записке, поданной на имя городского головы, Гаэтано Чинизелли писал о необходимости постройки "для народа" стационарного цирка в столице и предлагал "устроить на свой капитал сквер на Михайловской площади (ныне Манежная.), по сносе деревянного цирка, … обнести сквер железною решеткою и устроить в нем роскошный фонтан". Этот сквер, раскинувшийся напротив главного фасада Манежа и получивший недавно второе рождение, хорошо известен петербуржцам. Настойчивость циркового артиста одолела сопротивление думы и "… с Высочайшего соизволения, данного 26 декабря 1875 года, земля 878 кв. саженей из части городского Инженерного сквера отдана итальянскому подданному Гаэтано Чинизелли под устройство цирка…".

Составление проекта и руководство строительными работами по возведению здания были поручены академику архитектуры Василию Александровичу Кенелю. Кенель В.А. был одним из немногих любимых учеников знаменитого архитектора К.А. Тона - профессора, главы архитектурного отделения Академии Художеств. За блестящие успехи в учебе молодой выпускник получает право на 4-летнее заграничное пенсионерство. Благодаря этому В.А. Кенель с 1863 по 1866 года продолжает обучение в странах Европы, посещая лекции по истории искусств, механики и истории архитектуры. В 1865 году, находясь в Риме, он берет уроки техники акварели у Корроди. В 1867 году В.А. Кенель возвратился из-за границы, а через год за свои рисунки и эскизы по реставрации разных архитектурных сооружений по решению Совета Академии Художеств был удостоен звания Академика архитектуры.-6). "1870-е годы - самые плодотворные в деятельности архитектора. Он строил очень много в разных частях города, участвуя в формировании улиц и целых кварталов…". До нас, к сожалению, дошло немногое из его творений. Сквер на Манежной площади, упоминаемый выше, был разбит по проекту Кенеля в конце 1877 года. "Самое известное и значительное произведение Кенеля - дом 26 на Невском проспекте…", постройка которого была закончена в 1875. В Альманахе-путеводителе по Петербургу за 1892 год (изд. С-Петербургъ, составитель И.Зарубин) на странице 41 упоминается этот дом: "За Казанскимъ мостомъ, мы встречаем громадное и прекрасной архитектуры зданiе, где помещается страховое общество Нью-Iоркъ". Ниже дано изображение здания. В 1876 году журнал "Зодчий" (№ 14) сообщает: "Каменный цирк в Санкт-Петербурге будет строиться по проекту архитектора В.А. Кенеля - следовательно, можно ожидать вещь порядочную, которая послужит столице нашей истинным украшением".Автор этих строк не ошибся.

Ровно через два года со дня Высочайшего соизволения об отведении участка земли Инженерного сквера под устройство цирка, 26 декабря 1877 года, произошло его торжественное открытие. Столь крупное по тому времени зальное сооружение было органично и ненавязчиво вписано в структуру небольшой городской площади. Мотивом горизонтального руста и арочными окнами здание цирка перекликается с фасадами павильонов кордегардии. В облике цирка, изображенном на акварели, выполненной архитектором, сочетаются мотивы ренессанса и барокко, классические линии и пышная декоративная отделка. Прямоугольный объем нарядного, эклектичного ризалита контрастирует с четырехъярусным куполом и цилиндрической формой здания. Но этот контраст не нарушает общей гармонии сооружения, благодаря правильно найденному соотношению объемов. В проемах арочных окон архитектор поместил скульптурные изображения муз: Мельпомены - в центре, Эвтерпы - в левом и правом окнах фасада и Эрато - в боковых окнах ризалита.

Важно отметить, что при строительстве первого каменного стационарного цирка в России, В.А. Кенель решил по-новому техническую задачу установки купола. Вместо традиционного использования колонн для поддержания большого сферического покрытия, архитектор применил такой способ, который позволил замкнуть круглое пространство диаметром 49,7 метра без единой внутренней опоры. Принципиально новая сетчато-ребристая конструкция купола, спроектированная инженером О.Е. Крель и архитектором Р.Б. Бернгардом, как гигантская опрокинутая чаша, накрывает зал. Отсутствие опорных колонн дало дополнительный пространственный эффект и усилило ощущение легкости, воздушности интерьера. (Такое конструктивное решение стало широко применяться в строительстве подобных сооружений. Купол изнутри был обтянут холстом, расписанным "типическими изображениями из вольтижерского мира… среди которых выделяется сам владелец цирка госп. Гаэтано Чинизелли, сидящий верхом, и рядом дочь его, лихая наездница". Освещался цирк роскошными газовыми люстрами. Малиновый бархат, золото, зеркала украшали зрительный зал и единственное фойе на первом этаже. Конюшня, куда имела право заглянуть только привилегированная публика, содержалась в парадной чистоте и благоухала духами, была украшена зеркалами, фонтанами и аквариумами с золотыми рыбками, отделана путом и мрамором, имела асфальтовые полы. Корреспондент "Петербургской газеты" писал: "Этому роскошному помещению, устроенному для четвероногих артистов, позавидуют не мало и петербургских двуногих обывателей".

Устройство зрительного зала предусматривало четкое разделение общества по классовой принадлежности. Ложи и места в партере предназначались для состоятельной публики. Для так называемого народа были отведены дешевые места во 2-ом ярусе и устроена террасированная галерея, рассчитанная на стоящего зрителя. И ярус, и галерея имели отдельный вход с улицы, а внутри зала были наглухо перекрыты барьерами, чтобы зрители верхних мест не могли спуститься вниз. Можно представить какое количество зрителей вмещала галерея, если сидячих мест в цирке было всего 1200, а общее наполнение зала доходило до 5000 человек.

Бесспорным украшением интерьера была царская ложа, в которую вела пятая слева дверь на фасаде ризалита. Ложа была декорирована малиновым бархатом, архитектурной лепкой, сверкала зеркалами. Ее архитектурные достоинства были отмечены контрольной комиссией при Министерстве Императорского Двора. По представлению этой комиссии В.А. Кенелю за устройство ложи был Всемилостивейше пожалован бриллиантовый перстень.

Своим внутренним устройством и внешним обликом цирк Чинизелли приближался к императорским театрам. Здание цирка Чинизелли очень скоро вошло в число главных достопримечательностей города и заняло положение первостепенного зрелищного предприятия столицы. Гаэтано, а впоследствии его дети, прилагали все возможные усилия, чтобы "представить уважаемой публике какие-либо выдающиеся новинки". Выдающейся новинкой могла быть и новая европейская цирковая звезда, и новое техническое достижение. В 1892г. впервые в России цирк Чинизелли показал водяную пантомиму. В этом спектакле, под названием "Четыре стихии", вода низвергалась в манеж каскадом, била фонтанами в разных местах арены. В манежном озере плавали олени, слоны и лошади со всадниками. Всевозможные технические новшества демонстрировались у Чинизелли как очередные номера программы. 4 января 1897 г. предлагался "Волшебный электрический фонтан". В феврале того же года можно было посмотреть "Оригинал космограф - живые фотографии с коллекцией разнообразных картин". Ни одного сезона не прошло у Чинизелли без постановки пышной по оформлению пантомимы - циркового спектакля, где можно было устроить красивую феерию, показать впечатляющую батальную сцену при участии пеших и конных войск. По субботам, когда обычно назначались дебюты новых артистов, цирк становился традиционным местом съезда аристократическо-чиновных и гвардейских слоев. "Субботники Чинизелли" конкурировали с подобными "субботами" французской труппы Михайловского театра на протяжении нескольких лет. Об этой традиции субботних сборов можно прочитать в справочнике по Петрограду и за 1916-17 гг. "Цирк Чинизелли. Симеоновская пл. по Фонтанке, близъ Невского пр. старейший цирк в столице, по субботам обычно собирается блестящая военная публика".

Семья Чинизелли сумела привлечь внимание горожан к своему детищу не только интересными программами. Ряд корпораций и спортивных обществ проводили в цирке свои праздники и дни годовщин. Ежегодно, 19 октября, в цирке Чинизелли встречались и воспитанники Александровского лицея.

Думая о публике, дирекция цирка проявляла предусмотрительность, казалось бы, в мелочах. В программках, выпускаемых на каждое число месяца, помещались не только анонсы о новых гастролерах и постановках. Там можно было найти и заботливое объявление о вечернем курсировании экстренных пароходов по Фонтанке от пристани у цирка со всеми остановками до Калинкина моста.

В 1919 году здание цирка, уже Петроградского и не столичного, лишилось своего хозяина. Последний директор из семьи Чинизелли - Сципионе (средний сын Гаэтано), покинул Россию. Здание перешло в распоряжение новойгосударственной власти. Начался другой, драматический, период жизни одного из красивейших цирков Европы.

Новая власть, самоутверждаясь, спешила вписать в историю новые имена. На месте надписи "Цирк Чинизелли" появляется другая, соответствующая действительности - "Госцирк", а позже - "Ленинградский госцирк". Хронологию преобразования цирка Чинизелли в Ленинградский Государственный легко проследить по фотографиям, хранящимся в Музее Циркового искусства. Список потерь открывают музы - их скульптурные изображения исчезли из проемов окон в 1920-х годах. На фотографии 1932 года видно, что крайние двери (1-я и 5-я) на фасаде ризалита замурованы, а на фотографии 1936 - отсутствуют крылья навеса, которые прикрывали эти двери. Изгибы крыльев были украшены ажурной чугунной вязью. На этой же фотографии нет и скульптурной группы, которая венчала аттик главного фасада. Вместо нее до 1963 года устанавливаются разные конструкции с надписями "Цирк" и "Госцирк". Современный вид цирк приобрел в начале 1960-х годов, после капитального ремонта и реконструкции здания. Потребность в реконструкции возникла, в прямом смысле слова, изнутри. Дело в том, что после революции, когда разделение общества на социальные слои исчезло, отпала необходимость и в строгом разделении зала на привилегированные и непривилегированные места. Барьеры и ложи были сняты в 1928 году и зрители верхних рядов уже тогда получили возможность спуститься в фойе на 1-ом этаже. Но это единственное фойе не вмещало всех желающих прогуляться во время антракта, и не все проголодавшиеся зрители успевали подкрепиться в буфете. Для удобства публики и в целях пожарной безопасности необходимо было устроить фойе и гардеробы на уровне 2-го и 3-го этажей. С этой целью внешнюю одноэтажную галерею решили надстроить на всю высоту здания. Цирк приобрел дополнительное внутренне пространство. Зрителям верхних рядов теперь не обязательно спускаться вниз, чтобы размяться и угоститься во время перерыва. В планировку зрительного зала тоже были внесены изменения. Оставшиеся кое-где перегородки, все еще разделявшие зал на партер, ярусы и галерку, были снесены окончательно. Единственный барьер в центре зала приобрел декоративный характер и не делит его на партер и амфитеатр. Таким образом, и зал, и прогулочные помещения цирка стали для зрителей более удобны. Однако реконструкция на этом не закончилась. В процессе переделки была уничтожена царская ложа, придававшая залу торжественный и праздничный вид. На этом месте, не мудрствуя лукаво, устроили ложу для оркестра. К сожалению, это не единственная потеря интерьера. Заметные упрощения были произведены и в центральном вестибюле. Его прямоугольные колонны были лишены рельефных изображений кариатид, украшавших каждую из сторон. Серьезный производственный урон был нанесен зданию решением заменить деревянное покрытие купола и прокладку из пробки железобетонной оболочкой. К чести первостроителей надо сказать, что металлические фермы купола, сделанные без инженерного расчета, лишь на основе интуиции и опыта, выдержали это испытание. Для надежности их только усилили. В связи с утяжелением сферической конструкции, ограничился допуск нагрузки на фермы купола подвешиваемой воздушной аппаратуры, а изъятие пробковой прокладки ухудшило акустику в зрительном зале.

В результате реконструкции цирк изменился до неузнаваемости не только внутри, но и снаружи. Под новой округлой гладкой стеной исчез нарядный боковой фасад с нишами, рустованными пилястрами и горельефами конских голов. Эта новая стена, "украв" у ризалита по прямоугольному окну с обеих сторон, изменила соотношение объемов здания, вследствие чего нарушилось их гармоничное сочетание. Оставшиеся по бокам ризалита одиночные прямоугольные окна больше не составляли симметрию относительно арочных, поэтому были замурованы. Предельно упрощен был и фасад, с простенков которого сбили гипсовые рельефные панно с изображениями цирковых атрибутов и жанров, и уничтожили остатки навеса на чугунных резных стойках. Вместо него сделали козырек из разноцветных неоновых ламп. А на центральной части фронтона с 1963 года светятся гигантские буквы "ЦИРК". Однако подсветка не компенсирует архитектурных потерь. Оценку проведенной работе в бодром тоне дала газета "Смена" (11.01.1964г.) в статье "Молодость старого цирка": "В результате реконструкции "от старой жилетки остались одни рукава": от старого, так хорошо знакомого всем ленинградцам здания сохранился разве что основной каркас. Здание, лишенное лепных украшений и разных так называемых архитектурных излишеств, стало благороднее и проще". Обедненное, лишенное стиля здание, несмотря на приданные ему "благородство и простоту", никто уж не называет красивейшим цирком Европы и не считает достопримечательностью города.

Нынешнее руководство цирка предпринимает определенные действия, чтобы придать зданию, если не былую привлекательность, то хотя бы приличный вид. Отреставрированы ажурные чугунные кронштейны под навесом над входом со стороны Фонтанки (2000г.). Ежегодно проводятся косметические ремонты всех фойе и гардеробов. В июне 2001 года перед центральным входом установлена скульптура "Цирк приехал" (Дар скульптора Арсена Аветисяна городу).

Как зрелищное предприятие Санкт-Петербургский цирк занимает свое место среди большого количества развлекательных предприятий города. Он всегда был и остается активным творческим организмом. В советский период Ленинградский цирк считался у артистов очень престижной рабочей площадкой. Ленинградцы могли видеть на родном манеже всех советских звезд того времени. В конце 50-х и в 60-х годах приглашались в Ленинградский цирк и зарубежные артисты. Традиция постановок пантомим и новогодних спектаклей для детей поддерживалась и поддерживается после Чинизелли всеми режиссерами. Теперь, когда цирки всех стран равно доступны для русских артистов, становится труднее заманить их на Петербургский манеж. Тем не менее, и сегодня здесь можно видеть лучших артистов России, прославляющих отечественное цирковое искусство во всем мире.

Не умирающее искусство цирка, подчиняясь требованиям времени, видоизменяется. С позиции истории это зрелище стало менее цирковым, так как перестало быть по преимуществу конным. (Жанры конной акробатики и конной дрессуры - коренные цирковые жанры). Но, вероятно, есть вещи, изменение которых человек не должен допускать. Благодаря прекрасному, доставшемуся нам от прошлого, мы можем не только познать свою историю (притом, лучшую ее часть), не только ощутить связь времен, но, думаю, и сохранить свою душу. Утешение от горечи архитектурных потерь можно найти в строке стихотворения О. Мандельштама "Адмиралтейство" - "… красота - не прихоть полубога, а хищный глазомер простого столяра". Все поправимо - не надо ждать "прихоти полубога", а надо найти того "простого столяра", который сумеет вернуть старейшему цирку России былую красоту и гармонию, а городу - еще одну архитектурную жемчужину.
Сейчас, когда, кажется, наступило для Петербурга время ренессанса, хочется верить, что не будет обойден вниманием городских властей и бывший красивейший цирк Европы - первый стационарный цирк России, которому в юбилейный год нашего города - в январе 2003 года (по новому стилю) исполнилось 125 лет.




Добавить комментарий >>
Ваше имя:
           
Комментарий:
10+7=
*
Введите сумму двух чисел.




  • Города России
  • Абакан
  • Абзаково
  • Адлер
  • Алтай
  • Анапа
  • Архангельск
  • Астрахань
  • Байкал
  • Банное
  • Барнаул
  • Белгород
  • Белокуриха
  • Береговое (Кастрополь)
  • Валдай
  • Великий Новгород
  • Великий Устюг
  • Владивосток
  • Владимир
  • Волгоград
  • Вологда
  • Воронеж
  • Выборг
  • Гладенькая
  • Горячий ключ
  • Гусь Хрустальный
  • Домбай
  • Ейск
  • Екатеринбург
  • Ессентуки
  • Железноводск
  • Заозерное
  • Иваново
  • Ижевск
  • Иркутск
  • Казань
  • Калининград
  • Камчатка
  • Карелия
  • Кацивели
  • Кача
  • Кировск
  • Кисловодск
  • Коломна
  • Кольчугино
  • Кострома
  • Красная Поляна
  • Краснодар
  • Красноярск
  • Курск
  • Марциальные воды
  • Минеральные воды
  • Мирный
  • Можайск
  • Мончегорск
  • Москва
  • Муром
  • Мценск
  • Мышкин
  • Новороссийск
  • Орджоникидзе
  • Пенза
  • Переславль-Залесский
  • Плес
  • Приэльбрусье
  • Псков
  • Пятигорск
  • Ростов Великий
  • Ростов-на-Дону
  • Рыбинск
  • Рязань
  • Самара
  • Санкт-Петербург
  • Саратов
  • Сергиев Посад
  • Смоленск
  • Солнечная долина
  • Соловецкие острова
  • Сочи
  • Суздаль
  • Тамбов
  • Тверь
  • Тобольск
  • Тольятти
  • Торжок
  • Туапсе
  • Тула
  • Тюмень
  • Углич
  • Угловое
  • Ульяновск
  • Уфа
  • Хабаровск
  • Ханты-Мансийск
  • Чебоксары
  • Чегет
  • Челябинск
  • Шерегеш
  • Южно-Сахалинск
  • Ярославль